увеличить

РУССКИЙ ФОРТ ВАНКУВЕР
   
Форум русскоязычной общины американского города Ванкувер

увеличить

Русский Форт Ванкувер

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Молдавия

Сообщений 91 страница 120 из 128

91

На кишинёвском ж.д. вокзале

0

92

Ко́дру (молд. Codru, Кодру) — город в Молдавии в составе муниципия Кишинёв.
Посёлок городского типа Кодру был основан в 1977 году. Тогда он входил в состав Кутузовского района МССР (ныне Яловенский район). В советское время в пгт Кодру располагались центральная усадьба НПО «Виерул», учебно-опытное хозяйство Кишинёвского сельскохозяйственного института имени М. В. Фрунзе, биологоическая станция Кишинёвского универстета имени Ленина, три строительных управления. К 1984 году в Кодру работала восьмилетняя школа, клуб с киноустановкой, две библиотеки, республиканский музей виноградарства, больница, врачебная амбулатория, 3 детских яслей-сада, кафе, столовая, магазины, отделение связи, водопровод. В центре посёлка располагался парк-дендрарий, в котором установлен бюст Ленина.

0

93

Комра́т (молд. Comrat) — город в Молдавии на реке Ялпуг, столица Гагаузской автономии. Основное население — гагаузы.
Есть версия, что название Комрат происходит от двух турецких слов «комур ат», что означает «черная лошадь». По легенде однажды на скачках, которые устраивались в этих местах во время больших торгов лошадьми, победила черная лошадь местного турецкого богача, который в честь этой победы назвал село Комур ат. Позднее название трансформировалось в Комрат.
Комрат был основан в 1789 году. В 1820 году был основан Комратский кафедральный собор. В 1906 году крестьяне села Комрат Бендерского уезда начали борьбу за раздел помещичьих земель, арестовали чиновников местной власти и провозгласили Комратскую республику, которая просуществовала всего 5 дней. Это восстание было жестоко подавлено царскими войсками.
Герб был создан в 1932 году, он представляет собой серебряный щит, увенчанный серебряной короной с 3 башнями. В центре щита изображена фигура красного коня. Статус города Комрат получил только в 1957 году.
Во времена МССР в городе функционировали заводы: маслодельный, винодельческий, железобетонных изделий; работало производство безворсовых ковров с молдавским национальным орнаментом. В 1970 году население составляло 22 тыс. жителей, а в 1989 — 26 тыс. человек.
В 1991 году в Комрате открылся университет. Первым ректором был Дионис Танасоглу (1991—1993). Вначале было введено преподавание 16 дисциплин на гагаузском языке, 12 — на болгарском, а также предметов на молдавском и русском языках.
Достопримечательности
* Собор, построенный в 1820 году
* Краеведческий музей
* В пригородном селе Бешалма действует музей гагаузской истории
* Аллея славы гагаузкого народа, открытая в июне 2006 года

0

94

Липка́ны (молд. Lipcani, Липкань) — город на севере Молдавии, на берегу реки Прут.
«Липканы — местечко Бессарабской губернии, Хотинского уезда, в 30 верстах от уездного города, на левом берегу реки Прут, близ австрийской границы, станция Новоселицкой ветви юго-западных железных дорог. Основано ранее XVII века и было населено литовскими выходцами, известными под именем „липкан“ или курьеров; на обязанности их лежало доставление депеш и т. п. Жителей — 3386, в том числе евреев — 2628, молдаван до 500 душ, немного армян и более 60 семейств цыган. Дворов 372. Две православные церкви, синагога, 115 лавок, пристань, таможня III-го класса. Главное занятие жителей — торговля (евреи и армяне), отчасти скотоводство (молдаване). Еженедельные базары, на которые пригоняется скот, скупаемый австрийскими агентами для экспорта; другие предметы экспорта (в Австрию и Молдавию) — кожи, шерсть, рыба, верёвки, шерстяные, льняные и металлические изделия. Главные предметы ввоза — соль-ледянка, нефть, волошские орехи. В 1891 году привезено товаров из-за границы на 54 265 р. и бумажных денег 49 871 руб., вывезено за границу товаров на 28 008 руб. и бумажных денег 96 886 руб.; таможенных сборов поступило 3 822 р. Фосфорита добывается ежегодно свыше 7000 пудов.»
Во времена МССР в Липканах работал маслодельный завод, производственный, хлебный комбинаты, педагогическое училище.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ad/Lipkany1.jpg
(«Тихий вечер в Липканах», открытка начала 1900-х годов)

0

95

Маркуле́шты (молд. Mărculeşti, Мэркулешть) — город во Флорештском районе Молдавии. Железнодорожная станция. В городе находится военная база «Дечебал» и военный аэродром.
Во времена СССР в Маркулештах базировалась истребительная авиация Черноморского флота. В 2004 году военная база получила статус аэропорта гражданского назначения.
Известные люди
* Аргентинская поэтесса Луиза С. Мондшайн-Халфон родилась в Маркулештах в 1903 году.
* Еврейский поэт Меер Харац провёл детство и юность в Маркулештах.
* Еврейский писатель и педагог Шломо Гилельс с 1902 по 1917 год служил директором средней школы в Маркулештах

0

96

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/d/d7/Ocnita_gerb.gif
О́кница (молд. Ocniţa) — город в Молдавии, центр Окницкого района.
Окница была основана как ж.-д. станция в 1890-х гг. при строительстве Новоселицкой ветви Юго-Западных дорог, которая начиналась в Жмеринке и Слободке, сходилась в Окнице и оканчивалась в Новоселице. Линия строилась в течение пяти лет (с 1892 по 1897 гг.), её протяжённость составляла 520 вёрст. Окница была заложена на пересечении двух ветвей, Новоселицкой и Могилёвской, на 247-й версте от Слободки.
В 1898 году в Окнице было 45 владельцев земли общей площадью 8 десятин 1660 саженей. В 1904 году в городе проживало 3 240 человек, имелась церковь, школа с двумя классами и земство. К 1910 году здесь действовали основное депо, мастерские для малого ремонта паровозов и вагонов, находилось управление участниками пути и тяги. Бессарабские грузы через Окницу поступали на главную магистраль Юго-Западных железных дорог и в провинции Австро-Венгрии. В 1903 году на станции Окница завершается строительство железнодорожного вокзала.
Население города в 1974 году составляло 7,1 тыс. чел., а в 1994 году — 11,3 тыс. чел.
Известные люди
* Еврейский писатель Арн Окницер родился в Окнице в семье мясника.

0

97

Рудь (молд. Rudi) — село в Сорокском районе Молдавии.
В селе Рудь находится пещера со следами доисторического прошлого, пейзажный заповедник, мысcовые античные оборонительные укрепления (IV—III вв. до н. э.), две круглые земляные крепости (IX—XII вв.) — «Турецкая тарелка» и «Германарий», мужской монастырь. Монастырь села Рудь является одним из старейших в Молдавии. В селе также находится церковь святой Троицы, возведённая в 1777 году. Она считается ярким образцом старомолдавского архитектурного стиля.
Село Рудь входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, так как через него проходит Дуга Струве. Раньше в Молдавии было 27 стояночных точек, по которым производились обмеры для составления международных карт. В настоящее время в стране осталась лишь одна точка в селе Рудь. Она находится в яблоневом саду, в 300 метрах от автотрассы Сороки—Атаки.

0

98

Сноавэ (рум. Snoavă) — нарративное повествование маленького размера в прозе, которое может быть народным или культовым, имеет анекдотический характер, эпическое в нём переплетается с сатирическим.
По форме сноавэ ближе скорее к поговоркам, чем анекдотам, которые в Румынии не особо пользуются популярностью даже в наше время. Характерна для молдавского и румынского юмора.
Народ может высмеивать в сноаве самого себя, попа, боярина, цыгана или еврея, святого Петра, сельских девушек или парней, вообще всех, кто попадается на глаза. Но смех этот лишен злобы и сарказма. Это смех ради самого смеха, ради того, чтобы повеселиться. Сноава возникает потому, что в поведении высмеиваемых персонажей отражаются вредные человеческие привычки, несчастья и злоба, которые нельзя замалчивать.

0

99

В Молдавии юмор и смех органически слиты с национальным и можно говорить о веселье и веселости как о национальной черте. Молдавию, которая многие века входила в состав Румынии, ещё в большей мере чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселья, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором, но главное — радушным весельем. Молдавия также изобилует народными юмористическими персонажами и рассказами, почти что не имеющих аналогов у других народов. В отличие от Румынии, в которой встречаются тождественные, казалось бы, персонажи, такие как Пэкалэ и Тындалэ, в Молдавии они отличаются от «румынских» своих аналогов тем, что Пэкалэ олицетворяет собой, скорее всего, молдаванина, а Тындалэ — румына. Они также высмеивают чаще всего самих себя, но их юмор и ирония в молдавской интерпретации более глубока и содержательна.
   Молдавскому народу не чужды любые формы юмора — анекдот, ироническая шутка, каламбур, баловство, ирония или тонкое издевательство, надувательство, всё комическое, что может вызвать улыбку и здоровый смех. Надо отметить тот факт, что в Молдавии каламбур и словесные игры имеют более выраженный и тонкий характер. В молдавском юморе особое место занимает такое народное явление, как краткие юмористические рассказы, называемые сноавэ.
   Устный народный юмор имеет глубокие корни и он выкристализовался за многие века в особый жанр, присутствие которого в Молдавии можно не толко ощущать на каждом шагу, но без которого представить себе молдаванина просто невозможно.
   В Молдавии отсутствуют характерные для румынского юмора особенности, ввиду разности темпераментов и характеров, а также ввиду отсутствия многих явлений, — таких, к примеру, как территориальные особенности. Чем отличаются молдавские формы юмора от румынских, так это, прежде всего, тем, что в Румынии преобладает, скорее всего меланхолический темперамент, а в Молдавии шутки более активные и задорные, более живые и жизнеутверждающие.
   В Молдавии шутка, юмор, ирония и сарказм являются органически впаянными в характер народа. Но самое главное — это то, что народ Молдавии в меньшей мере обидчив и шутку чаще всего воспринимают здраво и с улыбкой на лице.
   В шутках и юморе Молдавии самым главным является преобладание позитивного начала, а повествования заканчиваются почти всегда каким-либо действием, которое зачастую отсутствует в румынских шутках, где рассказ останавливается на назидательной ноте, так и не переходящей в действие. Молдавская шутка и высмеивание всегда заканчивается тем, что высмеянного не оставляют «в дураках», а призывают присоединиться к шутке и как бы посмеяться над собой, имея в виду тот факт, что каждый может оказаться в смешном положении.
   А вот молдавское умение посмеяться над самим собой и прохождения с улыбкой на лице через жизненные неурядицы хорошо прослеживается в этой версии небольшого рассказа о Пэкалэ:

Услышал Пэкалэ среди ночи шуршание воров у себя в комнате. Проснулся и в темноте спрашивает:
- Эй, кто это там?
- Молчи, это воры, пришли забрать у тебя твои богатства.
- Что же вы, глупцы, пришли искать у меня ночью то, что я не могу найти у себя даже днём?

0

100

Религия в Молдавии

Молдавия является светским государством. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания.

История
Христианство пришло на территорию, позднее ставшую Молдавией, в IX—XII вв. из Византии. Миссионерской деятельностью византийской церкви на этих землях руководил патриарх Константинопольский. Он же в течение нескольких веков управлял и деятельностью молдавской церкви, священнослужителями которой были в основном выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией. В XIV веке было основано Молдавское княжество, господари которого стремились избавиться от зависимости от Византии. При Лацко в Молдавии в 1371 году возникла католическая епископия в городе Сирет. Господарь, однако, скоро осознал, что население страны противится католицизму, который посягал и на его политические интересы.

В 1387 году господарь Пётр I Мушат впервые сам назначил главу молдавской церкви. В ответ на это патриарх Константинопольский предал анафеме всё Молдавское княжество. В том же году Антоний, Патриарх Константинопольский, посылает в Молдавию двух своих экзархов. Об одном источники молчат. Другой, Феодосий "не был принят народом молдавским и он вернулся без всякого успеха". Как пишет Н. Йорга, "господарь хорошо понял, что Феодосий был всего лишь митрополитом греческого происхождения и он не хотел, чтобы его Молдова имела предстоятелем чужого пастыря". В 1394 году Патриарх Антоний "назначил в Молдову своего особого митрополита" Иеремию, тем самым признавая существование Молдавской Митрополии, не им созданной. Молдаване выгнали этого присланного митрополита. Примирение было достигнуто только в 1401 году, когда константинопольское патриаршество признало Иосифа митрополитом Молдовы, тем самым, признав независимость молдавской православной церкви. Молдавские господари с тех пор назначали митрополитами лояльных к себе иерархов, которые утверждались на этом посту Константинополем.

До XVII века церковнославянский язык был в Молдавии языком православной церкви и официальных документов. Только с середины XVII века начал распространяться греческий язык, вытесняя церковнославянский сначала из делопроизводства, а потом и из церкви.

Религии
Наиболее распространённой религией в Молдавии является православие. Его исповедуют около 93,3 % населения. На территории Молдавии действуют две митрополии — Бессарабская и Молдавская. Молдавская митрополия подчинена Русской Православной Церкви. В её распоряжении находится 1194 прихода. Бессарабская митрополия находится в подчинении Румынской Православной Церкви и имеет 124 прихода. Кроме того, около 0,15 % населения исповедуют старообрядчество. Религиозные традиции православия тесно переплелись с молдавской культурой, так что даже многие люди, объявляющие себя атеистами, продолжают участвовать в религиозных праздниках, посещать церковь и т. п.

Другие религиозные течения Молдавии включают иудаизм, католицизм (ок. 0,14 %), баптизм (ок. 0,97 %), пятидесятничество (ок. 0,27 %), адвентизм (ок. 0,40 %), ислам (ок. 0,05 %), Свидетелей Иеговы, унификационизм, бахаизм, мессианский иудаизм, молоканство, лютеранство, пресвитерианство, кришнаизм, а также другие направления Христианства. Есть две общины мормонов с общей численностью ок. 250 человек. Еврейская община состоит из ок. 31,3 тыс. человек, из которых ок. 20 тыс. живут в Кишинёве, 3100 — в Бельцах и его окрестностях, 2200 — в Тирасполе, 2000 — в Бендерах.

Русская и румынская православные церкви
После распада СССР что Московский Патриархат даровал бывшей Кишиневской епархии статус автономной Молдавской Церкви, но Священный Синод Румынской Православной Церкви в декабре 1992 года решил восстановить на этой территории собственную Бессарабскую митрополию.

Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешило регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.

27 сентября 2001 года правительство Молдавии утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской Православной Церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы власти страны признают каноническую структуру Московского Патриархата. В феврале 2004 верховный суд аннулировал решение правительства. В апреле 2004 года, в ответ на апелляцию, поданную правительством, верховный суд отменил своё февральское решение. Бессарабская митрополия отказалась признать это решение, и заявила о намерении передать дело в Европейский суд по правам человека.

Бессарабская митрополия была вновь создана в 1992 году, когда некоторые священники откололись от Молдавской митрополии, и была официально признана только в 2002 году. До Второй мировой войны, Бессарабская митрополия подчинялась Румынской Православной Церкви, однако она прекратила свое существования после присоединения Бессарабии к Молдавской ССР. С точки зрения Московского патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало «параллельную» юрисдикцию на территории Молдавии.

0

101

«Молдова-фильм» (молд. Moldova-film, Молдова-филм) — молдавская киностудия художественных и хронико-документальных фильмов, основанная в 1952 году.

«Молдова-фильм» берёт начало от корреспондентского пункта Украинской кинохроники, созданного в Кишинёве в 1940 году после присоединения Молдавии к СССР. В 1944 году корреспондентский пункт возобновил свою работу. 26 апреля 1952 года на его базе была создана киностудия хронико-документальных фильмов. Директором стал В. Севелёв. 24 января 1957 года она была преобразована в киностудию художественных и хронико-документальных фильмов и получила название «Молдова-фильм». В советское время в состав киностудии входили пять творческих объединений («Арта», «Лумина», «Лучафэрул», «Панорама», «Стелуца»), ежегодно выпускающих до 6 полнометражных игровых фильмов (три из которых по заказу Центрального телевидения), 4 мультфильма, 25 документальных и 20 научно-популярных и учебных фильмов, а также 12 номеров киножурнала «Советская Молдавия» и 6 номеров сатирического журнала «Устурич».

В 1971 году государственная премия СССР была присуждена фильму «Обвиняются в убийстве». Государственная премия МССР была присуждена фильмам «Дмитрий Кантемир» (1976) и «Большая малая война» (1982). Фильм «Последний месяц осени» (1965) получил Гран-при на Международном фестивале фильмов для юношества в Каннах в 1967 году. Фильм «Лаутары» (1971) получил вторую премию (Серебряная Раковина) международного фестиваля в Сан-Себастьяне (1972), специальную премию жюри международного фестиваля в Сан-Себастьяне (1972), Серебряную Нимфу международного кинофестиваля в Неаполе (1972) и специальный диплом международного кинофестиваля в Орвиенто (1972). Фильм «Сады идут в завтра» (1974) был удостоен золотой медали на Международном фестивале сельско-хозяйственных фильмов в Пардубице в 1974 году.

До 1982 года «Молдова-фильм» выпустила 120 художественных и 800 документальных фильмов, 750 номеров киножурнала «Советская Молдавия», 40 номеров журнала «Устурич» и 40 мультипликационных фильмов. На киностудии, среди прочих, дебютировали в кино Пётр Тодоровский (как оператор), актёры Татьяна Васильева («Марк Твен против», 1975) и Михаил Боярский («Мосты», 1974).

После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии резко сократилась.

0

102

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/8/81/Eugeniu_Doga.gif

Евгений Дмитриевич До́га (1 марта 1937, с. Мокра Рыбницкого района) — молдавский советский композитор.

Евгений Дога родился 1 марта 1937 года в селе Мокра Рыбницкого района в Приднестровье. В 1951—55 гг. учился в музыкальном училище в Кишинёве по классу виолончели, потом в консерватории (1955-60). Параллельно с учёбой работал на Молдавском радио. Карьере музыканта помешал паралич левой руки. Дога ещё 5 лет учится в консерватории (1960-65). В 1963 году он пишет свой первый струнный квартет. После окончания консерватории прекратил писать музыку и увлёкся теорией, написал и издал учебник для студентов. В 1962-63 годах Евгений Дога преподавал в одной из кишинёвских музыкальных школ, а в 1963-67 годах — теорию музыки в Кишинёвском музыкальном училище. В 1967-72 годах являлся членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдавии. В 1987—91 годах был членом комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР. Два созыва состоял в Верховном Совете Молдавии, два — в Верховном Совете СССР. Участвовал в разработке Закона «Об интеллектуальной собственности», который перевесом в 6 голосов был заблокирован.

Евгений Дога — обладатель многих престижных титулов и наград: народный артист СССР (1987), народный артист Молдавии (1984), заслуженный деятель искусств Молдавии (1974), лауреат Государственной премии СССР за музыку балета «Лучафэрул» и музыку кино (1984), премии «Овация» (2001), обладатель Гран-при Международного фестиваля музыкальных фильмов «Брно-91» за особые заслуги в области киномузыки (1991), кавалер Ордена Республики Молдовы (1997), высшей награды Румынии — ордена «Звезда Румынии» в степени командора (2004), ордена «Меценат столетия» (2003), золотой медали «Человек-2000» (США), медали М. Еминеску (Румыния, 2000), медали В. Розова (Россия, 2004). Действительный член Академии наук Молдовы (1991), член Союзов композиторов Молдавии (1961) и СССР (1974), член Союза кинематографистов СССР (1975).

Евгений Дога является автором музыки многих популярных фильмов. Прежде всего его творчество связано с фильмами Эмиля Лотяну. Полноая фильмография Евгения Доги — более шестидесяти фильмов. Е. Дога много лет сотрудничает с режиссёрами: С. Самсоновым, Г. Натансоном, А. Панкратовым, А. Муратовым, А. Суриным, А. Прошкиным, В. Туровым, В. Дербенёвым, В. Криштофовичем, В. Мустафаевым и другими.

Самая известная песня о Кишинёве — «Мой белый город» на слова Г. Водэ написана также им. Кроме этого Евгений Дога составил сборник песен о Кишинёве «Город поёт» (1967) и посвятил Кишинёву музыкальную пьесу для эстрадного оркестра «Ритмы города» (1970).

0

103

http://basik.ru/images/2636/short.jpg
Крепость Хотин

Cегодня крепость, стоящая над Днестром в девятнадцати километрах от города Каменца-Подольского, огромна и тиха. Лишь скороговорка шустрых экскурсоводов звучит в ней, да шуршат шаги туристов, да — в отсутствие групп — перекликаются рабочие, в меру средств, отпускаемых местными властями, латающие кладку стен и башен.

Форт, выстроенный по плану итальянских инженеров, грандиозен издали: недаром здесь снимались эпизоды многих отечественных фильмов, от классического «Богдана Хмельницкого» до мюзикла о трех мушкетерах, в последнем — штурм непокорной Ла-Рошели... Войдя, обнаруживаешь, сколь запущены могучие строения. Воистину, что имеем, не храним, потерявши, плачем...

Поднявшись на высокий холм, поросший душистой полынью и не менее пахучим чабрецом, видишь перерытый на протяжении километра рвами, надстроенный бастионами берег Днестра, а за деревянным мостом — гнездо из пяти башен, обведенное мощной зубчатой стеною с узорами, неожиданно напоминающими сельскую вышивку. Красноватым по желто-серому фону выложены ступенчатые пирамиды, завершаемые крестами.

Пишут, что доселе этот орнамент характерен для Подолья... Есть печальная легенда о том, что кресты выложили, возводя стену, православные крестьяне, порабощенные турками. Потом хватились-де хозяева крепости, да поздно: не перекладывать же заново такую громадину...

Раньше в непроницаемой каменной скорлупе жил целый городок. Казармы для солдат; дворец коменданта с его нарядной красно-белой кладкой, мастерские, конюшни, бани... Крепостной двор внутри был разделен еще одной стеной, чтобы попал в ловушку враг, даже если ему удастся проникнуть в замок.

Посреди плаца зияло отверстие колодца, уходившего в землю на 65 метров, — не мог гарнизон остаться без воды... Глубоко под землей находилась тюрьма, где еще в XV веке, в пору власти над Хотином молдавских князей, держали крестьян-повстанцев. Говорят, приговоренных к смерти сбрасывали со стены, венчающей крутой обрыв берега, прямо в Днестр...

Итак, в жарком августе 1739-го три каре российских солдат под командованием Миниха разгромили турецкий боевой лагерь на холме у неизвестного дотоле села Ставучаны. Бежали под пушечным огнем и сераскир Вели-паша, и крымские татары, и янычары* Колчак-баши, прозванные «беспощадными».

Отступив, турецко-татарское войско затворилось в крепости возле города Хотин, центра турецкой земельной единицы — райи (уж не от этого ли слова наше «район»?..). Полки Миниха шли по пятам. И вот, глазам русских открылся, по словам писателя-историка Валентина Пикуля, «дивный город, где белели в садах прекрасные здания, а возле бань взметывало струи прохладных фонтанов.

Хорошие мостовые пересекали Хотин, смыкаясь возле крепости, фасы которой были целиком вырублены в скалах...» У нашей армии еще не было опыта Измаила и Очакова, даже храбрейших взяла оторопь. Но турков, видимо, изрядно напугал ставучанский разгром.

Вели-паша сбежал давно, в замке оставались только янычары. Их командир, Колчак-баша (опять же, не предок ли того самого Колчака?..), в ответ на ультиматум Миниха мигом открыл ворота. Гарнизон сдался вместе с женами и детьми. Через Подолье, тогда еще польское, повели обоз турецких пленных. Их темноглазые и густобровые потомки живут среди нас до сих пор...

Фельдмаршал, твердо встав над бегущим в глубине Днестром, уже прикидывал, как навести через реку мост и взять принадлежащую султану Молдавию, как нанести Турции смертельный удар, отняв ее западные владения... Тогда не сложилось.

...Хотин (в старом написании, «Хотень» — желанное место) возник, как славянская деревянная крепостца, десять веков назад. То есть, строились тут люди и за тысячи лет до того, скажем, в эпоху овладения медью; но, как непрерывно существующее поселение, Хотин живет лишь со времен киево-русских.

Протекавший рядом Днестр, часть наезженного торгового пути от Балтики до Причерноморья, «из варяг в греки», сделал град на обрыве важным перевалочным пунктом для купцов и вправду «хотенем», желанным форпостом для завоевателей. Кто сидел в крепости, мог брать обильную дань с речных караванов...

Здесь накапливались сокровища, — взять хотя бы клад, найденный в 1890 году, из тысячи с лишним монет германских, чешских, венгерских... Князь Даниил Галицкий, хоть и объявил себя данником Золотой Орды, но, как известно, готовился к борьбе с монголами. Он-то и возвел тут первые каменные укрепления взамен бревенчатых.

На стенах тогда стояло «стратегическое оружие» древности, камнеметные машины. Они, по словам летописца, бросали такие глыбы, «якоже можаху четыре мужи сильнии подняти».

Позднее Хотином владели молдавские господари, — но на соблазнительную крепость нацеливались и поляки, и турки.

Первые взяли-таки замок в 1538 году, но ненадолго. Турецкая угроза была более серьезной и постоянно усиливалась.

Для борьбы с ней молдаване просили помощи у запорожцев. Однажды крепость занял сильный казацкий отряд во главе с Дмитрием Вишневецким, — но этот эпизод окончился трагически. Молдавские бояре предали союзников, казаки были разгромлены, а их атаман — схвачен и казнен в Стамбуле...

Казаков использовали в своих войнах с Оттоманской Портой польские короли. Битва 1621 года под стенами Хотинского замка словно предвещала разгром, учиненный туркам войсками Миниха 118 лет спустя.

Двухсоттысячной турецко-татарской армии, где, кроме обычной кавалерии, имелись еще и верблюжья, и слоновья, противостояло втрое меньшее войско поляков и запорожцев.

Казаками командовал гетман Петр Сагайдачный. «Пушки грохотали беспрерывно, небо пылало, а воздух почернел от дыма», писал потом очевидец. Несмотря на огромный численный перевес, туркам не удалось одержать победу. После жестоких стычек, продолжавшихся около месяца (!), султанские полководцы согласились на мир. Польша и Русь были спасены...

Хмурые, под островерхими крышами-шатрами башни помнят, как вступали в старинный форт войска Богдана Хмельницкого. Орошенные кровью дороги освободительной войны дважды приводили сюда великого гетмана; его встречали дымы подожженных боярских усадеб, ликующие толпы повстанцев. Позднее Хотин захватила Польша, но через треть столетия отдала туркам...

Увы, блистательному Миниху не удалось положить конец злоключениям города и форта. Дипломатия, более коварная и беспринципная, чем любые военные действия, принудила Россию вернуть Хотин султану. Так хотели европейские монархи, не желавшие усиления «варваров-московитов»...

Лишь во времена Екатерины Второй, ответившей смелыми ударами на продолжавшийся натиск Стамбула, к Днестру вновь подошли русские войска. В апреле 1769 года армия под командованием генерала Голицына осадила Хотинский замок.

Местное население всячески помогало православному воинству... Крепость была, как никогда, сильной: западные инженеры помогли создать вокруг нее 16 минных галерей, со стен били две сотни новейших дальнобойных орудий.

Голицын ответил тактикой измора — «чтобы неприятеля теснотою, духотою и самим неминуемым голодом к сдаче принудить». Четыре месяца не размыкалось кольцо русских полков, день и ночь метали ядра в крепость пушки из земляных редутов. Наконец, паша-комендант выбросил белый флаг...

Поразительно, но факт: Запад снова принудил Екатерину вернуть Хотин Порте! И в 1787 году «чудо-богатыри» выбивали янычар из заколдованной «фортеции», и в 1812, уже при Александре Первом, выгоняли турок из Хотина... на сей раз, уже навсегда. ...С появлением современной артиллерии и аэропланов крепость стала хрупкой, уязвимой. Без присмотра ветшали ее бастионы.

Прятались, правда, тут и революционеры, и повстанцы 1919 года, и комсомольцы-подпольщики во время Великой Отечественной... Но все дальше, все глубже из бытовой жизни в туманную область романтических грез, воспоминаний, в страну фантазии уходил замок над Днестром.

Туда, где вечно юны его башни, где развеваются на них цветные стяги, где канониры в блестящих латах стоят с зажженными фитилями возле орудий с чугунными львиными масками на раструбах стволов. Туда, откуда пришли к нам чеканные строки студента Ломоносова:

            Восторг внезапный ум пленил —
    Ведет наверьх горы высокой,
    Где ветр в лесах шуметь забыл...

http://www.vokrugsveta.com/S4/nasledie/hotin/hotin_02.jpg

Источник: http://www.vokrugsveta.com

0

104

Знаете ли вы, что…
… во времена правления Петра I Мушата состоялся первый официальный русско-молдавский контакт — визит делегации Дмитрия Донского.

0

105

«Смуглянка» — советская песня на слова Якова Захаровича Шведова и музыку Анатолия Новикова.

Песня была частью сюиты, написанной композитором А. Новиковым и поэтом Яковым Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского Особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны. А вся сюита посвящалась Григорию Ивановичу Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её был потерян. У авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне четыре года спустя, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы этого прославленного художественного коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал её разучивать с хором и солистами.

Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал её солист Краснознамённого ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Её подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто героически боролся за освобождение многострадальной молдавской земли в Великую Отечественную войну.

После войны песня «Смуглянка» в разных обработках входила в репертуар таких известных исполнителей, как Иосиф Кобзон, София Ротару, Надежда Чепрага, «Zdob şi Zdub» и многие другие. Песня звучала и в фильме «В бой идут одни „старики“» 1973 года.

Источник: Музфонд СССР, 1945 год.

0

106

:dance:  Ой, а я эту песню разместила на 1 странице этой темы! Очень её люблю, такую заводную! Муж моей тёти, бывший актёр театра Немировича-Данченко, на каждом нашем застолье в широком семейном кругу обязательно "разогревал" публику этой композицией!

0

107

Молдавские вина

Винная индустрия Молдавии хорошо развита. Площадь, занятая виноградниками составляет около 147.000 гектаров (га), из которых 102.500 га используются в коммерческих целях. Большая часть вин производится на экспорт. Много семей имеют свои собственные рецепты и сорта винограда, которые передаются из поколения в поколение.

История

Отпечатки листьев рода «Vitis teutonica», обнаруженные недалеко от деревни Наславичи (Naslavcia) в северной части Молдовы, подтверждают, что виноград появился здесь приблизительно от 6 до 25 миллионов лет назад. Размер виноградного семени, обнаруженного вблизи селения Варваровка (Varvarovka) и датированного 2800 г. до н.э., подтверждает, что уже в это время здесь культивировался виноград. Виноградарство и виноделие на территории между реками Днестр и Прут возникли 4000-5000 лет назад, пережили периоды расцвета и упадка, однако сохранились при всех сменах общественных и экономических формаций.
В конце III в. до н.э. связи между местным населением и греками упрочились, а, начиная с 107 г., установились с римлянами. Эти факты оказали значительное влияние на интенсивное развитие виноградарства и виноделия в регионе.

Виноградарство начало развиваться после формирования молдавского феодального государства в XIV в. и достигло своего расцвета в XV в. При правлении короля Стефана III Великого (Stefan cel Mare), который организовал ввоз растений высококачественных сортов из разных стран и совершенствование качества вина. Вино было ведущей статьёй экспорта из Молдовы на в Средневековья, особенно в Польшу, Украину и Россию.
На протяжении 300 летнего ига Османской империи молдавское виноградарство находилось в глубоком упадке. Поскольку виноделие было запрещено законом. После мирного договора 1812 г. винная индустрия начала снова развиваться. Важнейшими сортами вин были такие традиционные, как: Рара Неагра (Rara Neagra), Плавай (Plavai), Галбена (Galbena), Жихарда (Zghiharda), Батута Неагра (Batuta Neagra), Фетяска Альба (Fetească Alba), Фетяска Неагра (Fetească Neagră), Кабасия (Cabasia) много других местных, кроме того венгерские, болгарские, греческие и турецкие сорта. В этот период виноградарям оказывалась государственная поддержка, в результате в 1837 площадь виноградников в Бесарабии (территория современной Молдовы и части черноморского побережья) превысила 14.000 гектаров, а производство вина — 12 миллионов литров.
Во второй половине XIX века начали интенсивно культивироваться сорта винограда из Франции. Пино Блан (Pinot Blanc), Пино Нуар (Pinot Noir), Пино Гри (Pinot Gris), Алиготе (Aligote), Каберне Совиньон (Cabernet Sauvignon), Совиньон Блан (Sauvignon Blanc), Гамей (Gamay), Мускат Блан (Muscat Blanc) и др. В этот период начали производится такие вина, как Негру де Пуркари и Романешти, которые сделали Молдову известным производителем вин. После эпидемии филлоксеры (phylloxera) в конце XIX в. восстановление виноградников началось только в 1906 г. с использованием прививного растительного материала. К 1914 г. Бесарабия стала крупнейшей зоной виноградарства в России.
Обе мировых войны накнесли значительный урон молдавским виноградникам и индустрии виноделия. Восстановление виноделия Молдовы началось в советский период в 50-е г.г. За 10 лет виноградной лозой была засажена площадь более чем 150.000 га и к 1960 г. общая площадь виноградников достигла 220.000 га.
Серьёзный урон виноградарству нанесла так называемая антиалкогольная кампания в период перестройки. В результате под лозунгами борьбы с пьянством были не только сокращены производство винограда и вин, но и значительно разрушена инфраструктура виноградарства и виноделия.
В 2006 г. политический конфликт с Россией привёл ко временному запрету на ввоз молдавских вин в эту страну, являвшуюся одним из крупнейших импортёров молдавской продукции.

Районы виноградарства в Молдове

В Молдове можно выделить четыре основных региона виноградарства:
* Северный
* Кодру (Codru) (Центральный)
* Южный
* Юго-восточный регион, который включает знаменитый район Пуркари (Purcari).

Местные сорта

Только несколько местных сортов можно по-прежнему найти в Молдове:
* Фетяска Альба (Fetească Albă): Сорт белого винограда. Придаёт вину выраженный натуральный цветочный аромат.
* Фетяска Регала (Fetească Regală): Белый сорт. Результат естественного скрещивания сортов Фетяска Альба и Фурминт (Furmint).
* Рара Неагра (Rara Neagră): Сорт красного винограда. В Румынии он называется Бабяска Неагра (Băbească Neagră). Даёт тёмноокрашенное красное вино с полным вкусом с прекрасным фруктовым ароматом.

ВСЕ о молдавских винах

0

108

Сегоня мой сын улетел  из Ванкувера. ВС в Молдавию на 10 дней. Появилась страшная настальгия. Он увидит дорогих моему сердцу людей, побродит по знакомым улицам, встретится с нашими общими друзьями в университете, услышит молдавскую речь, на время забудет про английский, который так и не стал своим, выпьет южного вина, обнимет мою иамочку, увидит могилку моего папы. Все-таки  как бы ни было тяжело там жить людям, хочется быть с ними рядом! Это и про Молдову можно сказать. что хоть она и уродина, но она наша Родина, а потому мы неразрывны с ней и любим ее.

0

109

Молдавские вина возвращаются на прилавки магазинов

Роспотребнадзор одобрил к ввозу в Россию продукцию двух производителей молдавского вина, продажа которого была запрещена из-за нарушений российских санитарных требований.

Три из пяти отобранных предприятий представили образцы видов выпускаемой продукции на санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Это будут первые молдавские винодельческие компании, которые вернутся в Россию после почти полуторагодовалого перерыва.

Виноделы Молдавии рассчитывают вернуть себе около 30–35  процентов прежних объемов поставок в Россию. По мнению экспертов, на российский рынок в основном будут поступать марочные и коллекционные вина известных фирм.

Ограничения на ввоз и продажу молдавских и грузинских вин Россия ввела в марте 2006  года. По данным Роспотребнадзора, в пробах вина, маркированного как продукт грузинских и молдавских виноделов, были обнаружены пестициды и тяжелые металлы.

Источник: НТВ

0

110

Молдавские виноделы прорываются на российский рынок

Торгово-экономическое сотрудничество с Молдавией обсудит в Кишинёве Герман Греф.

Особое внимание на переговорах российского министра экономразвития с молдавским руководством будет уделено вопросу поставок молдавских вин на российский рынок.

Россия запретила их импорт в марте 2006 года. Затем право возобновить поставки получили только 7 компаний. Но в Кишиневе намерены добиваться этого права для всех местных виноделов.

Источник: НТВ

0

111

privet kak dela

0

112

Привет. Отлично

0

113

В конце августа я тоже поеду в Молдавию на пару дней. Уже с предвкушением жду того момента, когда смогу увидеть родных, друзей детства, а также попробовать карнацеи и мититеи)))

0

114

Мне тоже нравились эти мясные блюда. Надо будет сделать мититеи, благо еще помню рецепт. А вот для карнецей кишки нужны, так что  исключаю это блюдо из моего меню.

0

115

claudia, а я бы тоже хотела рецепт узнать   :shine:

0

116

Здравствуйте! У меня к Вам большая просьба.не знаете ли Вы ,что-нибудь о поселении Катаржино,и тамошних священниках Тинтуловых? С 1806 по 1850-е годы. Если есть какая-либо информация,буду Вам очень благодарна!!!!Наталья Тинтулова.

0

117

К сожалению, я ничего не знаю о поселении Катаржино

0

118

Здравствуйте!Есть ли у Вас информация о роде князей Дабижа?Чем они владели где проживали ?Мой прапрадед Дабижа Аристид Михайлович был Молдавским господариям в 1895г.Буду благодарна за любую информацию.Гарбарец Лилия.

0

119

Здравствуйте!Есть ли у Вас информация о роде князей Дабижа?Чем они владели где проживали ?Мой прапрадед, Дабижа Аристид Михайлович ,был Молдавским господарием в 1895г.Буду благодарна за любую информацию.

0

120

Лилия,
Некоторые Дабижи - княжеский род, происходит из Константинополя, возникновение восходит к XVII в.

ДАБИЖА(II) АРИСТИД МИХАЙЛОВИЧ - Князь Молдавско-Валашского государства. Дата пожалования/ утверждения 8.02.1895. В 1898 - консул в Исфагани. Первая жена - ДЖАКСОН МАРИЯ МИХАЙЛОВНА. Вторая жена - ВЛАСОВА НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА (дочь генерала от инфантерии). Дети - ИННА, МАРИЯ, ЕВГЕНИЯ, ДМИТРИЙ (род. 3 сентября 1893).
Погуляйте по  этому сайту РОДОВЫЕ ТИТУЛЫ

0