увеличить

РУССКИЙ ФОРТ ВАНКУВЕР
   
Форум русскоязычной общины американского города Ванкувер

увеличить

Русский Форт Ванкувер

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Молдавия

Сообщений 61 страница 90 из 128

61

Бояринаши — сословие в Молдавском княжестве, позднее в Бессарабской области и Бессарабской губернии в составе Российской империи.
По присоединении Бессарабии к России, бояринашам было запрещено иметь крепостных крестьян и дворовых людей русского происхождения и приобретать вновь крепостных цыган. Законом 10 марта 1847 года бояринаши были переименованы в личных дворян, и сыновьям бояринашей предоставлено было поступать на государственную службу на правах детей личных дворян; если же кто из них до 22-летнего возраста на службу не определялся, тот обращался в мазыльское звание.

Вечи́ны (рум. vecini, вечинь; от рум. vecin, лат. vicinus — сосед) — основная категория феодально-зависимых крестьян в средневековой Молдавии.
Впервые вечины упоминаются в молдавских документах 1519 года. Они работали на барщине и платили землевладельцам оброк, а также несли повинности в пользу государства. Феодалы имели право продавать и покупать вечинов только вместе со своими наделами. В середине XVII века были полностью лишены права перехода от одного феодала к другому.
Как видно из постановления молдавского господаря Константина Маврокордата, изданного в 1740-х гг., категория вечинов была ликвидирована и переименована в цэрн. В то же время было определено, что царане обязаны работать на владельцев по 24 дня в году и давать им от всех земных плодов «дежму», или десятину.
В Трансильвании сходная категория крестьян носила название йобаги (рум. iobág). Это слово происошло от венг. jobbágy.

Мазылы (мазилы) — в Молдавском княжестве члены сословия, непосредственно следовавшего за боярами и постельничими.
Мазылы пользовались льготами в податном отношении. По присоединении Бессарабии к России мазылы были причислены к состоянию однодворцев. Законом 10 марта 1847 года были определены лежавшие на них повинности (подать — даждия) и было постановлено, что мазылы по возможности образуют в составе волостей отдельные сельские общества, управляемые выборными капитанами мазылов (старшины или старейшинами).
Закон о правах состояния жителей Бессарабской области гласил:
Бояринашей переименовать в личные дворяне, а мазылов, равно как и рупташей в однодворцы… В каждом округе, заключающем в себе от 100 до 150 семейств, мазылы избирают из среди себя по баллам на три года капитана мазылов (старейшину), коего обязанности заключаются в наблюдении за тишиной и порядком в селениях, а также за исправным платежом податей и повинностей. Капитан мазылов утверждается в сём звании местным областным начальством, без участия в том предводителя дврянства и отправляет службу сию безвозмездно… По состоянию своему принадлежа к числу свободных сельских обывателей, мазылы образуют в составе волостей отдельные сельские общества, где по количеству семейств может быть учреждено из среды их сельское управление… Доказательством принадлежности к привиллегированному сословию бояринашей, мазылов, рупташей Рупта-де-Вистерия и Рупта-де-Камара признаются документы, выданные за подписью бывших господарей Молдавии или за их печатью из Вистерии или из Дивана, а равно и выданные из бывшего Бессарабского временного комитета. При недостатке письменных документов требуется присяжное показание 12 благонадежных свидетелей…

0

62

Резеши (рум. răzeşi — рэзешь; ед. ч. răzeş) — собственники (совладельцы) земли в Молдавском княжестве и Бессарабской губернии XVI—XIX вв.
В XVI—XVII вв. резеши — это преимущественно мелкие вотчинники, жившие общинами на основе долевого землевладения. Для долевого землевладения Молдавии до конца XVI века было характерно сочетание общего пользования землёй с правом частной собственности семьи на наследственную долю во всех видах земель села. В XVI веке количество резешей увеличилось. В XVII—XVIII вв. они подверглись процессу окрестьянивания. Землевладение «окрестьянившихся» мелких землевладельцев — резешей — было сходным с долевым землевладением русского Севера, Украины, Белоруссии, Валахии и др. В XVIII—XIX вв. резеши — преимущественно крестьяне-дольщики.
В Бессарабии резешами называли частных владельцев имений, в которых владение землёй было основано на началах общинного самоуправления по местным законам. Селения резешей находились в следующих уездах:
Оргеевском (69 селений),
Кишинёвском (60),
Ясском (39),
Сорокском (20),
Хотинском (2).
Среди резешей были как крупные, так и мелкие землевладельцы. Участок земли, принадлежавщий резешам, называется «резешией», или «батрыном» (то есть вотчиной, дедовщиной). Резеши владели землёй полноправно и наследственно; в случае отчуждения они обязаны были уступать её преимущественно другим резешам того же селения. Дробление наследственных участков привело резешей к установлению общинного землевладения. Первоначально большие участки, приобретённые покупкой или пожалованные господарями Молдавии за службу, вследствие местного закона о равномерном разделе имущества между наследниками обоего пола дошли до ничтожной величины одного или двух «пармаков» (пармак — полоса земли шириной в сустав большого пальца и длиною во всю длину земли, принадлежащей селению).
Владельцы пармаков, или «пармакари», согласились пользоваться всей наследственной зёмлей сообща. Каждый резеш, владевший хотя бы одним пармаком, имел право устроить на принадлежащей селению земле усадьбу, пользоваться общим выгоном и развести сад, без всякой платы обществу; сверх того он считался участником в пользовании мирскими доходами, получаемыми с посторонних лиц, живущих в селении или имеющих в нём сады, огороды и мельницы, с отдачи на откуп корчем и т. п. В разделе пахотной и сенокосной земли пармакари не участвовали; земля эта делилась исключительно между состоятельными резешами. Переход земли по наследству или по дару удостоверялся лишь свидетелями, редко — расписками, вследствие чего происходили бесконечные земельные тяжбы и распри, ведшие к жестоким дракам. Пармакари брали в аренду землю в соседних многоземельных селениях или же перебивались кое-как со дня на день, но идти в работники считали для себя унижением. Посторонние, живущие в резешских селениях, уплачивали за каждую отведенную им «фальчу» (2800 кв. саж.) земли работой и десятой частью произведений этой земли. Вследствие бесконечных тяжеб между собой и с соседними селениями, а также примитивных способов земледелия, резеши весьма редко были зажиточными.
К середине XIX века усиливается распад долевого землевладения в результате социального расслоения резешей. В начале XX века землевладение резешей представляло уже пережиток.
Резешами в Молдавском княжестве также называли лиц, участвовавших в военных действиях, но не находящимися на содержании государства (господаря). Обычно они делали это по религиозным мотивам - резеши сражались за православную веру. Иногда в награду за заслуги и поддержку в войнах, господари наделяли резешей землёй или давали государственные должности.
Название резеш произошло от венгерского слова részes.

0

63

Рупта-де-вистерия и рупта-де-камара — так назывались в Молдавском княжестве и позже в Бессарабской губернии потомки иноземных колонистов (болгар и сербов), поселившихся там при владычестве молдавских господарей.
Впоследствии этими именами стали называть и некоторых коренных жителей, получивших право уплачивать подати и отбывать повинности отдельно от массы населения, на особых льготных основаниях. Наименования свои они получали от того, куда вносили положенные с них оклады — в общую ли казну княжества (вистерия, рум. vistierie), или же в личную казну господарей (камара, рум. cămară). С присоединением Бессарабии к России различие это прекратилось, и оба эти названия удерживались лишь по преданию. По девятой ревизии ими были обозначены лишь 2 семьи.

0

64

Рупта́ши (рум. ruptaşi, рупташь; ед. ч. ruptaş) — в Молдавском княжестве налогоплательщики, платившие только один налог, который назывался рупта (рум. ruptă).
Этот налог состоял из фиксированной суммы, уплачиваемой четырьмя частями в год, и был впервые введён в Молдавии в начале XIX века. Название происходит от глагола rupe (разрывать).
В Бессарабской губернии рупташами назывались потомки бессарабского местного духовенства, оставшиеся мирянами. В толковом словаре Даля рупташи определяются как однодворцы духовного звания. До издания закона 10 марта 1847 года рупташи составляли, подобно бояринашам и мазылам, как бы особый класс населения; к ним причислялись дети только священнослужителей (протоиереев, священников и диаконов), но не причетников. Вышеупомянутым законом рупташи были совершенно уравнены во всех общественных и гражданских отношениях с мазылами и резешами. Они принадлежали, по большей части, к земледельческому классу населения.

0

65

Цара́не (рум. ţărani, цэра́нь; от ţara, земля, лат. terra) — лично свободные, но феодально-зависимые крестьяне в Молдавии. Жили на землях феодалов, которым отдавали 1/10 часть произведённых продуктов и исполняли фиксированную барщину. Юридически считались свободными, могли уйти от феодала, но были прикреплены к родным сёлам, где платили налоги.
Как видно из постановления молдавского господаря Константина Маврокордата, изданного в 1740-х гг., царане получили настоящее свое название взамен прежнего названия вечинов. В то же время было определено, что царане обязаны работать на владельцев по 24 дня в году и давать им от всех земных плодов «дежму», или десятину. В 1775 году Александр Гика определил размер повинностей в 12 урочных дней. Последующими постановлениями возложено на царан исполнение разных работ и послуг без определения числа дней.
Когда Бессарабская область была присоединена к России, правительство немедленно озаботилось приведением в ясность отношений владельцев к царанам. Проект правил о царанах, составленный Бессарабским областным советом в 1819 году, не был утверждён. Составление нового проекта возложено было на особую комиссию из чиновников от правительства и депутатов от дворян и от царан. Комиссия не могла прийти ни к какому заключению, и дальнейшее движение дела принял на себя генерал-губернатор. С целью ослабления противоречий между помещиками и царанами, было принято высочайше утвержденное положение о царанах 1834 года, которое предоставило им в течение определённого срока заключить с владельцами добровольные условия на пользование землей за повинности, с правом перехода в имения других владельцев, но не на казённые земли, и с тем, чтобы до заключения условий царане исполняли по-прежнему повинности, установленные молдавскими господарями. В 1835 году царанам разрешено переселяться в города. Несмотря на закон 1834 года, положение о царанах продолжало оставаться неопределённым. В 1846 году был издан новый «Нормальный контракт» о повинностях царан, вошедший в связи с положением 1834 года в Свод Законов. Этот контракт устанавливал обязательные условия соглашений, если царане и помещики сами не сумеют договориться о них.
В среде царан часто возникали волнения, так как владельцы требовали с них повинностей сверх положения и подвергали их телесному наказанию. Царане просили переселить их на казённые земли, хотя бы в Сибирь, но безуспешно. В 1858 году для поддержания порядка пришлось употребить военную силу.
Положением о крестьянах 19 февраля 1861 года крепостные люди в Бессарабии были сравнены в правах с царанами. Сами царане получили разрешение переходить как на владельческие, так и на казённые земли в пределах Бессарабской области и других губерний.
По «Положению 14 июля 1868 года» царане наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861.
С этого времени термин «царане» стал обозначать земледельцев и крестьян вообще.
В 1869-72 гг. в Бессарабии произошло более 80 крестьянских волнений, для подавления 41 из них посылались войска.
С конца 80-х годов ХХ века в Молдавии термин цара́н получил новое звучание. В среде городского, зачастую русскоязычного и некоренного населения, «цараном» называли малокультурного и малообразованного жителя сельской местности. В данном контексте слово «царан» несёт уничижительный и обидный оттенок.

0

66

Господа́рь (hospodar, или gospodar) — титул правителей Молдавского княжества и Валахии в XIV—XIX вв.
В славянских документах с XV века по 1866 год правители Молдавского княжества и Валахии назывались господарями наряду с титулом воеводы. В румынских источниках вместо господаря использовался титул Domn (от лат. dominus). К XIX веку многие вассалы Османской Империи носили этот титул. С ростом румынской независимости титул домнитор полностью вытеснил титул господаря.
Слово господарь происходит от слова господь и близко по значению к титулу государь.

0

67

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5f/Bender.gif
Бенде́ры (Bender, от персидского — гавань, пристань; молд. Tighina, Тигина) — город в Молдавии, пристань на реке Днестр, крупный железнодорожный узел. Город республиканского подчинения непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
Национальный состав населения: русские, молдаване, украинцы и др.
Центр города в основном составляют здания конца XIX — начала XX века, на окраинах расположены современные многоэтажные жилые комплексы. В городе много исторических и архитектурных памятников.
История города
Первые поселения на месте Бендер возникли примерно во II веке до н. э.. В III—IV веках здесь проживали племена Черняховской культуры — фракийцы, позднее скифы, бастарны и др. В конце V — начале VI веков на территории Днестровско-Прутского междуречья расселяются славянские племена. В последующие столетия через эти земли прошли кочевые племена половцев, печенегов, торков. С середины XIII века по 1345 год регион находился под господством монголо-татар, вынужденных покинуть Днестровско-Прутское междуречье под давлением Венгрии, достигшей в то время пика своего могущества. В 1359 году местное население поднимает восстание против венгерского господства и создаёт Молдавское княжество во главе с Богданом из Марамуреша.
В начале XV века Молдавское княжество охватывало территорию от Карпат до Чёрного моря с восточной границей по реке Днестр. Первое упоминание о Бендерах присутствует в грамоте молдавского господаря Александра Доброго от 8 октября 1408 года, выданной львовским купцам. Эта грамота давала право на торговлю в городах, расположенных на Днестре, а Бендеры упоминались в ней под названием Тягянакача. В грамоте, написанной на славянском языке, перечисляются таможенные пункты Молдавского государства, где торговцы должны были платить установленную пошлину, в том числе и Тягянакача: «А кто не едет на Белый город толко иметь дати на Тягянакачю, коло у Белом-город, опроче перевозовъ, а на сторожу отъ каждого воза по двенадесяте грошь…». Со второй половины XV века до 1538 года город назывался Тигина. Об этом свидетельствует грамота от 24 февраля 1452.
Бендеры неоднократно посещал А. С. Пушкин во время южной ссылки в начале XIX века. Он внимательно осматривал Бендерскую крепость, беседовал с участником полтавской битвы 135-летним старцем Искрой, вместе с ним у села Варница под Бендерами искал могилу Мазепы. Здесь же Пушкин встречался с поэтом-декабристом В. Ф. Раевским.
2 апреля 1826 года был утвержден герб города: «Щит разделён на два поля; в верхнем, золотом, двуглавый орёл, украшенный золотою короною, держащий в обеих лапах молнии, коих пламя обращено в низ, со щитом на груди, на коем в красном поле изображён Св. Великомученик и Победоносец Георгий, сидящий на белом коне и поражающий копием змия; в нижнем, чёрном поле, изображён лежащий лев, в память затруднительнаго положения в сём цынуте, шведскаго короля Карла XII, после Полтавской битвы». Этот же герб является официальным гербом города на сегодняшний день.

0

68

Мемориал Славы — мемориал, воздвигнутый в память о защитниках приднестровского города Бендеры, погибших в ходе Приднестровско-молдавского конфликта 1992 года.
Первая часть мемориала была открыта в день первой годовщины начала боевых действий в Бендерах — 19 июня 1993 года. На постаменте была установлена отреставрированная боевая машина пехоты, экипаж (А. Я. Бунин, Л. Г. Земляной, Ю. П. Гладков, А. В. Дузь, Г. М. Кардаш, В. Ф. Кукович) которой погиб 22 июня 1992 года при штурме здания полиции. Перед БМП была установлена гранитная плита с надписью: «Истинная слава не может быть сыскана. Она проистекает из самопожертвования на пользу общего блага. А. В. Суворов» и зажжён вечный огонь. В этот же день прошёл мемориальный митинг, посвящённый годовщине трагедии, в котором участвовали представители всех городов ПМР. Митингу предшествовала живая цепочка от Тирасполя до Бендер. На митинге было принято «Послание в XXI век».
В день пятой годовщины основания Приднестровской Молдавской Республики была открыта вторая часть мемориала — памятник, исполненный в виде стилизованной открытой часовни, состоящей из восьми пилонов, соединённых арками. На вершине часовни установлена главка из нержавеющей стали, увенчанная крестом. Под сводом часовни установлен колокол, по нижнему краю которого стилизованной славянской вязью написано: «От президента Приднестровской Молдавской Республики в память о жертвах агрессии Молдовы». Колокол был отлит в Москве на заводе имени Лихачёва из классической колокольной бронзы. Его вес — более 430 кг. На внутренней стороне одной из арок часовни закреплён мемориальный знак со словами: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабам воинам на поле брани убиенным и сотвори им вечную память».
В день шестой годовщины образования Приднестровья была открыт третья и последняя часть Мемориала Славы — памятный знак, состоящий из плит с именами тех, кто погиб, защищая Бендеры летом 1992 года. По краям памятника помещены надписи: «Вы пали в Бендерах, но вы не забыты! Вас помнят не только гранитные плиты.» и «Благодари судьбу, что ты живой, и низко поклонись за это павшим.»

Отредактировано Skibby (2006-12-19 00:21:14)

0

69

Мемориальный комплекс бендерских железнодорожников — мемориальный комплекс в приднестровском городе Бендеры, посвящённый железнодорожникам города.
Комплекс был открыт на площади возле железнодорожного вокзала в 1977 году. Состоит из музея революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников, памятника жертвам расстрела — «Чёрного забора» и шестиметровой стелы, открывающей комплекс. У её подножия в день открытия комплекса была заложена капсула с письмом к жителям Бендер XXI века.
Музей бендерских железнодорожников состоит из паровоза марки СУ и трёх вагонов. Внутри вагонов расположена экспозиция, рассказывающая об истории железнодорожников города.
Памятник «Чёрный забор» впервые был открыт в 1969 году у здания депо и был перенесён впоследствии в единый мемориальный комплекс. Застывшие фигуры памятника по замыслу скульпторов Н. Зорина и В. Петрова олицетворяют стойкость и мужество, несломленный дух железнодорожников, представших перед румынскими войсками, занявшими Бендеры в феврале 1918 года. Угольная чернота рельефа памятника должна подчёркивать драматизм тех событий.

Отредактировано Skibby (2006-12-20 00:21:03)

0

70

Памятник 55-ому пехотному Подольскому полку — памятник напротив бывших каушанских ворот Бендерской крепости в приднестровском городе Бендеры, сооружённый в 1912 году в честь столетия победы в Отечественной войне 1812 года и присоединения Бессарабии к России.
Памятник был сооружён в 1912 году на средства солдат и офицеров 55-го пехотного Подольского полка. Памятник представляет собой бронзового орла с распластанными крыльями, венчающего постамент из серого лабрадорита. На постаменте памятника помещена надпись «Доблестным предкам — потомки», отражающая дань глубокого уважения солдатам и офицерам старшего поколения 55-го пехотного Подольского полка, который дислоцировался в Бендерах более ста лет. На задней части постамента сделана надпись «Участiе Подольскаго полка въ бояхъ 1812 г. на реке Ушачь 8 октября у деревни Чашники 19 окт. у деревень Станище, Храброй и Смолянцы 2 ноября». Автор монумента неизвестен. Сначала памятник был установлен внутри Бендерской крепости и только в 1967 году вынесен за её пределы и установлен для всеобщего обозрения.
Солдаты 55-го пехотного Подольского полка участвовали в Отечественной войне 1812 года. Полк участвовал в Русско-шведской войне, брал Париж 25 марта 1814 года. Воины полка защищали Севастополь в Крымской войне 1853—1855 годов, участвовали в русско-турецкой войне 1877—1878 годов (в штурме Пловдива, Тырнова и взятии Шипки). Одно время полком командовал генерал майор Столетов. Солдаты Подольского полка сражались в Маньчжурии во время русско-японской войны 1904—1905 годов, а во время Первой Мировой войны принимали участие в Брусиловском прорыве.

0

71

Кстати, claudia сейчас в Молдавию уехала, можете отписать ей и попросить фотографии  сделать,( прошу прощения за отступление)

0

72

Было бы здорово! Только как ей написать?

0

73

Преображенский собор — собор начала XIX века в приднестровском городе Бендеры.
После присоединения Бессарабии к России, в 1814 году по настоянию специалистов фортификации город, до этого примыкавший к оборонительным крепостным рубежам Бендерской крепости, было решено отодвинуть на 600 метров ниже южного вала. Это позволяло образовать крепостную эспланаду — широкое незастроенное пространство, позволяющее держать оборону при нападении противника. Тогда же было решено построить в будущем центре города трёхпрестольный храм в честь Преображения Господня с приделами Успенским и Николаевским.
На месте развалин турецких казарм в 1815 году началось строительство Преображенского собора, который был задуман как символ освобождения края от османского ига. План собора был подготовлен членом Кишиневской духовной дикастерии архимандритом Иоанакеем. Первый камень был заложен 22 августа 1815 года в торжественной обстановке, после чего прошёл воинский парад.
Из-за нехватки средств строительство продолжалось более десяти лет. 29 сентября 1827 года высокопреосвященный Дмитрий освятил собор, но работы ещё продолжались. Главный купол собора был исполнен в виде шлема древнерусского воина. Собор не был расписан до 1934 года. Настенные росписи сделал молдавский живописец и скульптор Александр Плэмэдялэ и его помощники. Под куполом работал сам Плэмэдялэ, создав роспись «Бог Саввой», изображения четырёх пророков и другие фрески. Центральную часть собора, названную Преображенским приделом, расписывал В. Поляков, воплотив библейские сюжеты «Иоанн Креститель с народом на берегу Иордана» и «Преломление хлебов». Росписи в соборе создавали также художники В. Нечаева, П. Пискарёв, Г. Колядич, А. Мадвал.
В настоящее время Преображенский собор является для верующих центром православной жизни города, а для остальных — замечательным памятником архитектуры.

0

74

Skibby написал(а):

Было бы здорово! Только как ей написать?

Зайди в участники, кликни на ее ник, и отправь имейл

0

75

Бессара́бка (молд. Basarabeasca, Басарабяска) — город в Молдавии, центр Бессарабского района.
Посёлок на месте Бессарабки возник в 1856 году как еврейская колония и был назван Романовкой в честь царской семьи Романовых. Евреи-колонисты, которых тут поселили, в сущности, против их воли, покинули колонию довольно скоро. В 1859 году здесь насчитывалось всего 86 еврейских семей, которые обрабатывали землю, 263 мужчин и 249 женщин. В их распоряжении имелось 1750 десятин пашни, что было немало. Но в 1870 году в еврейской колонии Романовка оставалось всего 57 семей — 209 мужчин и 183 женщины, которые, владея теми же 1750 десятинами земли, имели всего 12 лошадей, 10 голов крупного рогатого скота, ни одной овцы, ни одной козы. Чтобы удержать на месте колонистов, Бендерское Земство по просьбе капитана Федора Олейникова, 29 октября 1876 года, решило облегчить их участь, а также установить базарные дни — раз в неделю, по средам. Но романовские торговцы предпочитали базары в других местах, и земля оставалась необработанной, приходило в запустение. 28 ноября 1878 года власти, распоряжавшиеся их судьбой, решили вернуть этим людям свободу. Через два года в колонии Романовка остались всего две старые еврейские семьи — Меера Мундряну и Моовд Каца, которые вскоре и умерли.
После распада колонии, собственники Федор Олейников, владевший 1150 десятин пашни, и Паулина Харламб с 581 десятиной, делают все возможное, чтобы перетянуть к себе других колонистов. Они не обращались к крестьянам из соседних сел — они нуждались в работниках соседних стран, без привилегий, без каких-либо претензий к хозяевам. И в определенной степени это им удалось. В 1897 году в Романовке проживало 293 мужчин и 304 женщины, без церкви, без школы. Школа, где был единственный класс, открылась в 1899 году, благодаря Георгию Демешлиеву, который помог с помещением. Учительствовала Анна Шидловокая, проработавшая здесь много лет. За покровительство школе, её поддержку Георгий Демешлиев 6 декабря 1904 года был награжден серебряной медалью «За усердие». В 1905—1906 учебном году в этой школе занимались 12 мальчиков и 2 девочки.
Начало XIX-го века связано с бурным развитием села — по соседству началось строительство железнодорожной станции Басарабяска. В 1910 году в домах некоторых жителей появляются телефоны: у Меримши, Окулиша, Андельмана, Цукера, Имаша… 5 декабря 1912 года открылась синагога: равином был назначен доктор Борис Свердлов. Строят и христиане свою церковь. Григорий и Василий Гемюшлиевы поехали к русскому царю просить на это деньги, но вернулись всего с 500 рублями. Деньги собирались с верующих. В октябре 1913 года население Романовки насчитывало 1741 человек, имущество которых оценивалось в 346 826 рублей. Две паровые мельницы — Лемке Адама и Семке Христиана — были оценены в 9 420 рублей. В селе существовала касса взаимопомощи.
В 1923 году это уже большое село: насчитывалось 690 домов, проживало 1520 мужчин и 1597 женщин, имелись мельница, бойня, аптека, начальная школа, 15 торговых точек.
11 сентября 1957 года село Романовка присоединилось к железнодорожному поселку, и называться стало Бессарабка (Басарабяска). В 1968 году население Бессарабки составляло 13,3 тыс. жителей. Работали машиноремонтные мастерские, предприятия железнодорожного транспорта.
По данным переписи населения за 12 октября 2004 года в Бессарабке проживает 11 095 человек, из которых 5258 мужчин, а 5837 — женщин.

0

76

Бируи́нца (молд. Biruinţa) — город в Сынжерейском районе Республики Молдова.
Название города переводится как Победа. В 1968 году население города составляло 2,3 тыс. жителей. Работал сахарный завод.

0

77

Брича́ны (молд. Briceni, Бричень) — город на севере Молдавии, центр Бричанского района. Расположен недалеко от границы с Украиной в большой низине, созданной речками Лопатник и Вилия, на расстоянии 230 км. от Кишинёва.
День города — 14 октября. Название Бричаны происходит от слова «бричаг» — нож, орудие труда местных мастеров. Этот инструмент использовался также для самообороны и ведения боя.
В 1817 году в Бричанах жили 137 еврейских семей. В 1847 году была открыта еврейская школа, а в 1885 — еврейский госпиталь. В 1897 году евреи составляли 96,5 % населения (7184 чел.).
В 1968 году население Бричан составляло 5,9 тыс. человек. Работал винодельческий завод.
В 2002 году утверждены флаг и герб города, в 2003 году — гимн на музыку композитора Константина Руснака и слова поэтессы Людмилы Собейстеки. В 2003 году Бричаны были признаны победителем республиканского конкурса «Самый зеленый, самый благоустроенный и самый чистый город».

Отредактировано Skibby (2006-12-21 23:36:59)

0

78

Б́ыковец (молд. Bîcoveţ) — город в Страшенском районе Молдавии. Железнодорожная станция на линии Кишинёв—Унгены в 36 км от Ниспорен.
В 1969 насчитывал 2,2 тысячи жителей. Во времена МССР Быковец был посёлком городского типа в составе Каларашского района. В посёлке работал консервный завод, птицефабрика.

0

79

Ва́дул-луй-Во́дэ (молд. Vadul lui Vodă, Вадул луй Водэ) — город в Молдавии в составе муниципия Кишинёв.
Вадул-луй-Водэ расположен на правом берегу Днестра в 23 км от Кишинёва. Благодаря живописной долине Днестра зона отдыха в Вадул-луй-Водах является излюбленным местом досуга кишинёвцев и жителей соседних населённых пунктов. На берегу Днестра расположены пляжи, дома отдыха, санатории, бары, рестораны, спортивные площадки.
Вадул-луй-Водэ упоминается в переписи населения 1774 года. Развиваться, как курорт, стал с 1960-х гг. С 1968 года — посёлок городского типа. В посёлке в советское время были построены два завода ЖБИ. С 2005 года Вадул-луй-Водэ получил статус города-курорта.
Сейчас в городе работает насосная станция ассоциации «Апэ-канал», которую обслуживают около 60 человек. Функционируют начальная школа, лицей, музыкальная и спортивная школы, Дом творчества учащихся, детский сад, поликлиника, больница, две библиотеки, Дом Культуры. В городе есть два санатория — кардиологический «Букурия» и многопрофильный «Сперанца» — для ветеранов и инвалидов войны и труда. Санатории работают круглый год. В них ежегодно отдыхают и лечатся по 5 тысяч человек. Кроме этого, в зоне отдыха расположено около 100 баз отдыха, кемпингов, летних детских лагерей. В окрестностях находится Днестровский парк площадью 584 га.
Площадь города составляет 1450 га, простирается он с запада на восток по правому берегу Днестра. Условно Вадул-луй-Водэ делится на две части: Вадул-луй-Водэ и Новые Вадул-луй-Водэ. Население Вадул-луй-Водэ составляет около 4,5 тыс. человек, но в летний период оно увеличивается до 15 тысяч.

0

80

Григорио́поль (молд. Grigoriopol) — город в Молдавии на левом берегу реки Днестр в 45 км. к северо-западу от Тирасполя. Находится на территории, контролируемой Приднестровской Молдавской Республикой.
История Григориополя тесно переплетена с историей русского, украинского, армянского и молдавского народов, о чём свидетельствуют археологические раскопки близ сёл Бутор, Токмазея, Красногорка. Позднее на территории нынешнего Григориопольского района жили славяне. В IX—XII вв. эти земли вошли в состав Древнерусского государства и Галицко-Волынского княжества. Затем здесь господствовали литовские феодалы, турки, татары. Первые поселения молдаван в этих местах — Спея, Тея, Ташлык, Бутор, Делакеу, Малаешты и др. возникли в XVII—XVIII вв. В 1791 году по Ясскому мирному договору эти земли отошли к России. Григориополь был основан в 1792 году армянскими переселенцами с Кавказа. Существуют документы, свидетельствующие о двух версиях, в честь кого был назван город. По одному предписанию князь Потёмкин повелел назвать новый город армян Григориополем «в честь ангела своего», а по другому предписанию «повелел составить из селения их город во имя святого Григория Просветителя всея Армении». Жителей в 1799 году было 3435, в 1887 году — 6165.
Советская власть в Григориополе была установлена в январе 1918 года. 12 октября 1924 года был образован Григориопольский район Молдавской АССР. В 1958 году в связи с укрупнением районов МССР район был расформирован и разделён между Дубоссарским и Тираспольским районами. Указом Президиума Верховного Совета МССР от 21 июня 1971 года Григориопольский район был воссоздан. Во времена МССР в Григориополе было развито виноделие, работал консервный завод. В 1970 году население составляло ок. 8 тыс. человек.
17 июня 2002 года Решением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Григориополю присвоен статус города.

0

81

Дондюша́ны (молд. Donduşeni, Дондуше́нь) — город в Молдавии, центр Дондюшанского района. Во времена МССР в Дондюшанах работали сахарный, маслодельный и хлебный заводы, мясокомбинат.

0

82

Дро́кия (молд. Drochia) — город в Молдавии, центр Дрокиевского района. Название города происходит от слова dropie, что значит дрофа. Дрокия впервые упоминается в летописи в 1777 году. В 1830 году это было маленькое поселение из 25 семей. В 1847 году в Дрокии было построено первое промышленное предприятие — заводик по переработке винограда. В 1875 году были построенны две мельницы, которые приводились в движение с помощю пара. Более интенсивное развитие промышленности началось со строительством в конце XIX века железной дороги. Дрокия получила статус города в 1973 году. В 1991 году в ней проживало 21,9 тыс. жителей.

0

83

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5a/Gerb_dubossar.png

Дубоссары (молд. Dubăsari, Дубэсарь) — город в Молдавии на левом берегу реки Днестр. Находится на территории, контролируемой Приднестровской Молдавской Республикой.
Площадь города — 15,52 км².
Название Дубоссары произошло от татарского слова «Тембосары» или «Дембосары», что означает «Жёлтые холмы».
Дубоссары — одно из древнейших поселений Молдавии. В районе города обнаружены памятники каменного века, скифские курганы (в том числе захоронения предводителей скифских племён VI—IV вв. до н. э.), памятники Трипольской и Черняховской культур, памятники раннего средневековья и остатки славяно-молдавского поселения.
Первые упоминания о Дубоссарах относятся к началу XVIII века. В состав Российской Империи населённый пункт вошёл в 1791 году, а в 1795 году получил статус города.
По переписи населения 1910 года Дубоссары представляли собой «заштатный городок Тираспольского уезда Херсонской губернии, в хозяйственном отношении — торговый пункт… В городе 1427 строений, из них 1037 каменных и полукаменных, крытых железом — 175, черепицей — 100, соломой — 617, шинцелью — 535. Одно строение приходится на 8 жителей. Улиц и переулков — 80, на одной улице имеются тротуары, имеются две площади не мощённые… В городе 10 постоялых дворов, 2 трактира, 7 пивных и винных ларьков, 8 извозчиков. Больниц — 2 на 37 коек, аптек — 10 и 3 аптечных магазина, 3 врача (мужчин), 5 фельдшеров, 2 дантиста, 2 оспопрививателя, 4 акушерки и повивальные бабки. На одно больничное место приходится 308 жителей, на одну аптеку — 1139 жителей, на одного врача — 3793 жителя. В городе 5 церквей, 5 начальных школ, 15 учителей, из них женщин — 5, учащихся — 652, библиотека, типография. Фабрик и заводов нет. При выборах городского самоуправления — 447 жителей имеют право голоса (1 из 13). Общественных зданий в городе 6, общей стоимостью 207 000 рублей. Средний за три года бюджет города: по доходной части — 31 700 и по расходной части тоже 31 700. В неделю устраивается два базара, продаётся скот, лошади, хлеб. Имеется в городе общество взаимного кредита, 2 сберкассы, 4 страх агента, нотариальная контора».
В 1912 году основан пункт по сушке и тюковке табака, преобразованный позднее в табачно-ферментационный завод.
С 1924 года Дубоссары вошли в состав Молдавской АССР. В довоенный период в городе бурно развивалась промышленность.
27 июля 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны, Дубоссары были заняты немецко-румынскими войсками. Оккупанты начали истребление еврейского населения. На территории табачно-ферментационного завода было создано еврейское гетто. В конце августа в город прибыл немецкий карательный отряд. Только с 12 по 28 сентября 1941 года в городе было расстреляно от 6 до 8 тысяч человек. Из-за отсутствия списков невозможно установить количество погибших. После освобождения Дубоссар за городом обнаружено 12 захоронений длиной 15 метров, шириной и глубиной 4 метра и одно такое же у городской больницы. По ориентировочным подсчётам, за время оккупации было уничтожено свыше 9 тыс. человек. В городе оставалось до 500 жителей. В годы войны в городе действовали подпольные патриотические группы Молчанова и Куликова, Дешового и Надводского.
В 1951 году началось строительство Дубоссарской ГЭС. Начальником строительства ГЭС был Шутиков, именем которого названа улица в городе. В 1954 году ГЭС мощностью 48 МВт начала работу.
В городе находятся мехзавод, швейная фабрика, ЖБИ, ферментационный табакокомбинат, винкомбинат «Букет Молдовы». В окрестностях Дубоссар действуют шахты по добыче котельца. В городе работает 5 школ и 2 ПТУ. В советское время окрестности города представляли развитую зону отдыха республиканского значения. Значительный урон экономике города был нанесён в период приднестровско-молдавского конфликта 1992 года.

0

84

Е́динцы (молд. Edineţ, Единец) — город на севере Молдавии, центр Единецкого района.
Во времена МССР в Единцах работали заводы (консервный, винодельческий, маслодельный, деревообрабатывающих станков), птицефабрика, промкомбинат, велась разработка ракушечника. В 1970 году население составляло 12,6 тыс. жителей, в 1989 году — 19,6 тыс. жителей.

0

85

Калара́ш (молд. Călăraşi, Кэлэрашь) — город в Молдавии, центр Каларашского района в 50 км. от Кишинёва.
Название «Călăraşi» означало «всадники». В современном румынском языке вместо него используется слово «călăreţi». Этому названию город обязан легендой, согласно которой господарь Штефан чел Маре в войне с турками приказал отряду конников нести на этом месте стражу. Когда турки напали на отряд, многие погибли в бою, но победили. С тех поселение на этом месте называется Кэлэрашь.
Калараш известен с XV века.
Во времена МССР в Калараше функционировали винно-коньячный комбинат, консервный и маслосыродельный заводы, работала швейная промышленность, действовало педагогическое училище. В 1970 году население составляло 13,9 тыс. жителей.

0

86

Ка́менка (молд. Camenca) — город в Молдавии на левом берегу реки Днестр. Административный центр Каменского района непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. В 2002 году Каменка получила статус города.
Археологические раскопки показали, что на территории Каменского района люди жили с древних времён. Обнаружены стоянки эпохи позднего палеолита. При раскопках были найдены двусторонние обработанные наконечники, пластины с ретушью, изделия из кости и рога.
В IX—X веках эти земли входили в состав Киевской Руси, Галицко-Волынское княжество впоследствии — Великого Княжества Литовского.
Первое упоминание о Каменке встречается в документах, связанных с воссоединением России и Украины. В январе 1654 года в Бряславль был послан князь Фёдор Никитич Борятинский для приведения населения — казаков и мещан — к присяге на верность Русскому государству. В «Росписи Бряславского полка» упоминается «Каменка Днистровая».
Левобережье Днестра было присоединено к России в 1793 году.
В 1857 году была открыта вольная аптека для обслуживания простых людей. Развивается торговля, в 1860 году были построены две новые переправы через Днестр и открыты две трёхдневные ярмарки. Строятся террасы виноградников. В помещичьем парке была открыта климатическая станция, построены кургауз и дачи, куда съезжалось много больных для лечения на купальный и особенно виноградный сезон.
В 1938 году указом Президиума Верховного совета Украинской ССР село Каменка преобразовано в посёлок городского типа. 2 августа 1940 года VII сессия Верховного Совета Украинской ССР приняла Закон об образовании Молдавской Советской Социалистической Республики, в состав которой вошла и Каменка.
В июле 1941, вскоре после начала Великой Отечественной войны, район был оккупирован румынскими захватчиками. Оккупанты расчленили МССР, включив её правобережные районы в состав губернаторства «Бессарабия», а левобережные — в так называемую «Транснистрию». В годы войны в Молдавии действовали десятки подпольных организаций. Осенью 1941 года патриоты Каменского района развернули подпольную деятельность. Под руководством Каменского подпольного партийного комитета, секретарём которого был Я. А. Кучеров, действовали группы в сёлах Кузьмин, Катериновка, Подойма, Рашково, Севериновка, Хрустовая. Подпольщики печатали листовки, знакомили население с истинным положением на фронтах, организовывали акты саботажа.
Каменка была освобождена партизанским отрядом «Советская Молдавия». А северную часть района освобождало Первое Молдавское партизанское соединение, комиссаром которого был И. И. Алёшин.
После войны началось быстрое восстановление города и района. И к 1948 году колхозы и совхозы левобережья превзошли довоенный уровень по всем показателям. В 1958 году был построен каменский консервный завод.
Каменский район образован 10 января 1969 года Указом Президиума Верховного Совета МССР. Ныне часть Каменского района (правый берег Днестра)временно находится под управлением Республики Молдова.

0

87

Каушаны (молд. Căuşeni, Кэушень) — город в Молдавии, центр Каушанского района в 22 км. к югу от Бендер в долине реки Ботна.
В Каушанах находилась летняя резиденция ханов Буджакской орды. В 1789 Каушаны взяты Платовым.
Во времена МССР в Каушанах работали винодельческий и консервный заводы, а также было развито производство ковров. В 1970 году население составляло 13 тыс. жителей, а в 1991 уже 21,2 тыс. чел.
В Каушанах находится памятник архитектуры начала XVIII века — церковь Успения с росписями работы местных мастеров.

0

88

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/46/Chisinau_coat_of_arms.gif

Кишинёв (молд. Chişinău, Кишинэ́у) — столица Республики Молдова. Крупнейший город Молдавии, её экономический и культурный центр, расположенный в центре страны на реке Бык. Кишинёв обладает особым статусом в административном делении Молдавии — он является муниципием. В состав муниципия Кишинёв входят: собственно муниципий Кишинёв, 6 городов (Сынжера, Дурлешты, Ватра, Кодру, Вадул-луй-Водэ, Криково) и 25 населённых пунктов, объединённых в 13 коммун (сёл). Кишинёв впервые упоминается в грамоте 1436 года. Статус города получил в 1818 году вскоре после вхождения в состав Российской Империи. Население города на 2006 год составляет более 717 тыс. жителей.
Самая распространённая версия относит название Кишинёва к старорумынскому chişla nouă (кишла ноуэ) — «новый источник». Сейчас слово chişla вышло из употребления, и вместо него используется слово cişmea. Считается, что источник, вокруг которого был построен город, в настоящее время находится на углу улиц Пушкина и Албишоара.
Другие версии связывают название с половецким кесене (пещера, крипта) или с венгерским Kisjenő — «маленький Йено» (Йено — одно из венгерских племён, пришедших в Европу в 896 году). В западной Румынии на границе с Венгрией есть город Kisjenő, или Chişineu, но доказательств, подтверждающих связь в происхождении названий этих городов, не найдено.
В качестве герба Кишинёва 2 апреля 1826 года был принят герб Бессарабской области, так как Кишинёв стал областным центром. Герб имел форму щита, разделённого на две части. В верхней части на красном поле был изображён двуглавый орёл, увенчанный золотой короной, — символ присоединения Бессарабии к Российской империи. На груди орла был помещён красный щит с изображением Георгия Победоносца на белом коне, поражающего копьём змея. В правой лапе орла помещены факел и молния, а в левой — лавровый венок. В нижней части герба на золотом поле располагалась голова буйвола со старого герба Молдавского княжества.
После образования Бессарабской губернии в 1878 году был утверждён новый герб Кишинёва. Он представлял собой щит, где на лазурном фоне была помещена золотая голова буйвола с червлёными глазами, языком и рогами, между которыми «сияла» пятиконечная золотая звезда. Справа от головы была расположена серебряная роза с пятью лепестками, а слева — серебряный полумесяц, обращённый рогами к краю щита.
После присоединения Бессарабии к Румынии герб Кишинёва был снова изменён. В щите на лазуревом поле изображён золотой орёл с червлёным нагрудным щитком, в щитке герб Молдавского княжества — голова быка, звезда, роза и полумесяц. Этот герб стал и гербом современного Кишинёва после распада СССР.
Современный флаг Кишинёва представляет собой белое полотнище, в центре которого изображён герб города. Герб наложен на стилизованную плетёную полосу жёлто-коричневых цветов.

История
Впервые в исторических документах Кишинёв упоминается 17 июля 1436 года в грамоте воевод Молдавии Ильи и Стефана Оанчя логофету, главе господарской канцелярии, в которой уточняются границы земли у реки Реут, жалованной ему за верную службу. По советской историографии населённый пункт на месте современного Кишинёва упоминается в 1466 году в жалованной грамоте молдавского господаря Штефана Великого своему дяде, боярину Влайкулу, на право владения селищем Кишинёв у колодца Албишоара.
В условиях османского ига, установившегося в Молдавии в середине XVI века, постоянных набегов турок и крымских татар, роста поборов экономическое развитие города шло замедленными темпами, а страна в XVII — начале XVIII веков переживала упадок. Вначале боярская вотчина, а затем с 1641 года — вотчина монастырей румынского города Яссы, Кишинёв неоднократно разрушался.
В результате серии русско-турецких войн территория междуречий Днестра, Прута и Дуная в 1812 году отходит к России, получает название Бессарабия. Кишинёв, принадлежавший в то время монастырю св. Гроба, получает официальный статус города в 1818 году (первый примар — городской голова — Ангел Ноур) и становится центром Бессарабской области, а с 1873 года — центром Бессарабской губернии. Присоединение к России способствовало росту населения, развитию торговли, ремёсел, культуры.
С сентября 1820 по июль 1823 года в Кишинёве жил высланный из Петербурга А. С. Пушкин. Здесь он сблизился с молдавскими писателями К. Стамати и К. Негруцци и с декабристами (М. Ф. Орловым, В. Ф. Раевским, К. А. Охотниковым, П. С. Пущиным и др.), входившими в местную «управу» «Союза Благоденствия».
В 1821 году основана первая мануфактура по производству тканей, в 1831 году построен спиртоводочный завод. К 1861 в городе насчитывалось свыше 100 небольших предприятий (фруктово-виноградно-водочных, кожевенных, мыловаренных, кирпичных и черепичных заводов, табачных фабрик и др.).
В 1910 году в Кишинёве было около 10 тысяч домов (всего 4 трёхэтажных дома), 142 улицы и переулка, 12 площадей, 5 садов и скверов. В пятом томе 12-томной энциклопедии Маврикия Вольфа «Живописная Россия» под редакцией Семёнова-Тян-Шанского, вышедшей в конце XIX века, о Кишинёве сказано буквально следующее: «Если о большинстве губернских городов обыкновенно говорят, что в них 3-4 улицы напоминают город, все остальные улицы представляют деревню, то о Кишинёве можно сказать, что 3-4 его улицы напоминают Европу, весь же остальной город — Азию».
В начале XX века было создано несколько металлообрабатывающих предприятий (заводы Сербова, Ланге и Мокану и др.). Развитию промышленности способствовало проведение железных дорог, связавших город с Дунайско-Черноморскими портами, с Западной Европой и центральными областями России.
Во время Революции 1905—1907 годов в России в Кишинёве проходили демонстрации и политические стачки (21-22 августа, 17 октября 1905 и др.). Советская власть в Кишинёве установлена 1 (14) января 1918.
После октябрьской революции 1917 года 21 ноября начал свою деятельность «Сфатул Цэрий» (Совет края), который 2 декабря провозгласил создание Молдавской Демократической Республики. 13 декабря 1918 года в ответ на призыв Сфатул Цэрий румынские войска под командованием генерала Броштяну вошли в Бессарабию для пресечения анархии. 27 марта 1918 года Сфатул Цэрий проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии и Кишинёв вошел в её состав.
1 января 1919 года в Кишинёве была создана Муниципальная Консерватория. В 1927 году — открыт Теологический факультет. В 1928 году на месте разрушенного в 1918 году памятника российскому императору Александру II по проекту скульптора А. Пламадялэ у главного входа в городской парк установлен памятник Штефану чел Маре. В 1934 году был открыт филиал Румынского Института социальных наук, в 1939 году — муниципальная пинакотека.
В эти годы численность населения города не увеличивается, и в июне 1940 года Кишинёв насчитывает 110 тысяч человек. Жители Кишинёва под руководством подпольной городской коммунистической организации, возглавляемой П. Ткаченко, К. Сырбу, И. Фуртунэ и др., вели упорную борьбу против румынских властей за воссоединение с Советским Союзом.
28 июня 1940 года Бессарабия была воссоединена с СССР; 2 августа 1940 года образована Молдавская ССР; её столицей стал Кишинёв. Город сильно пострадал от землетрясения в 1940 году. Серафимовский Дом (здание епархии) в самом центре столицы республики был полностью разрушен.
Активное развитие города было прервано нападением гитлеровской Германии на СССР. 16 июля 1941 немецко-румынские войска захватили Кишинёв и город вновь вошёл в состав Румынии. 24 августа 1944 Красная Армия отвоевала Кишинёв в ходе Ясско-Кишиневской операции. Военные действия, бомбардировки и землетрясение нанесли городу огромный ущерб: было разрушено 174 предприятия, 70 % довоенного жилого фонда и т. д.
После Второй мировой войны город начинает быстро восстанавливаться и расти. Если в 1944 году он насчитывал всего 25 тысяч жителей, то к 1950 году в нём было уже 134 тысячи человек. В 1945—1947 годах утверждается генеральная схема реконструкции Кишинёва, в разработке которой участвовал архитектор Алексей Щусев. Город превратился в крупный политический, административный, научный и культурный центр республики и приобрёл свой современный облик.
23 мая 1991 года Парламент изменил название Молдавская Советская Социалистическая Республика на Республика Молдова. 27 августа 1991 была принята декларация независимости Республики Молдова, которая провозгласила Молдову суверенным государством со столицей в Кишинёве.

Отредактировано Skibby (2006-12-25 18:11:32)

0

89

Архитектура Кишинева
Старейшие здания Кишинёва, сохранившиеся до наших дней:
Мазаракиевская церковь (1752)
Церковь Константина и Елены (1777)
Армянская церковь (1803)
Благовещенская церковь (1807—1810)
Харламбиевская церковь (1812)
Георгиевская церковь (1818)
Михайловская церковь (1830)
Вознесенская церковь (1830)
Всесвятская церковь (1830)
Римско-католический костел (1840)
Чуфлинская церковь (1856)
Троицкая церковь (1869)
Единоверческая Успенская церковь (1872)
Греческая церковь (1895)
Капелла женской гимназии (1895)

После присоединения в 1812 году Бессарабии к России в 1817 году определился центр города, были спланированы новые улицы и кварталы. Застройка велась преимущественно западнее старого города на склоне, возвышающемся над застроенной болотистой долиной. Новый район получил название верхнего города. Здесь появились первые прямые и широкие улицы: Золотая (ныне улица Александру чел Бун), Каушанская (Колумна), Московская (Штефан чел Маре). В центре города началось строительство митрополии (1814 год, на месте нынешнего Дома правительства), духовной семинарии, частных домов бояр Варфоломея, Катаржи, Донича, других крупных купцов и чиновников. Были предприняты первые шаги по благоустройству города. Появились уличные фонари, были осушены земли нижней части города, заложен первый городской парк (ныне парк «Штефан чел Маре»).
В 1834 году был утверждён генеральный план Кишинёва, который определил центр города, его главную площадь, центральный парк (ныне Сквер кафедрального собора). Прямоугольная сетка широких улиц соответствовала принципам застройки южных городов Российской империи. В старом городе предпринимались попытки спланировать улицы и кварталы: некоторые дома сносились, улицы выравнивались. В центре города создается значительный архитектурный ансамбль. По проекту архитектора А. Мельникова в стиле позднего русского классицизма, в 1831-35 гг. здесь возводятся Кафедральный собор и колокольня. Затем вблизи собора под руководством архитектора И. Заушкевича сооружается Триумфальная арка.
Во второй половине XIX века cтроились учебные и административные здания, в применялись элементы византийской, романской и готической архитектуры, а также молдавского зодчества. Большая часть домов по-прежнему оставалась одноэтажной. В верхней части города среди них выделялись особняки, а в центре — многоквартирные доходные дома с магазинами на первых этажах. Дома украшались декоративными фронтонами. Только в 1862 году приступили к мощению улиц. Велось озеленение улиц и устройство парков. Благоустройству Кишинёва способствовал выдающийся архитектор Александр Бернардацци. Он был автором проектов наиболее значительных зданий конца XIX века. Бернардацци одним из первых применил в строительстве камень-ракушечник, добываемый близ Кишинёва. До этого здания возводились из камня под штукатурку. Только в конце XIX века в Кишинёве начали строить с применением чистой кладки, иногда со вставками из красного кирпича. В 1892 году были построены две водонапорные башни, что дало начало городскому водопроводу.
В конце XIX века Кишинёв занимал пространство более 660 десятин, имеющее неправильную фигуру в 5½ верст длины и 4 версты ширины, и разделялсяся на две главные части: нижний или старый город (278 футов над уровнем моря) и верхний (732 фута над уровнем моря); кроме того, к городу причислялись несколько предместий. В начале XIX века возводятся здания городской думы (ныне Примэрия), окружного суда (управление железной дороги), городского банка (органный зал), краеведческого музея.
В 1918-40 гг. Кишинёв застраивался небольшими особняками из кирпича и известняка. В годы Великой Отечественной войны город утратил жилой фонд на более чем 70 %.
В послевоенные годы по генеральному плану (1947) под руководством А. В. Щусева был реконструирован проспект Ленина, проложены проспект Молодёжи и бульвар Негруцци, построены административные здания, в том числе Дом правительства Молдавской ССР (1964 год, архитектор С. Д. Фридлин), застроена Вокзальная площадь (вокзал — 1948 год, архитектор Л. М. Чуприн). В Кишинёве были созданы новые промышленные районы: Новые Чеканы, Скулянка и другие. За 1955-70 гг. выросли благоустроенные жилые районы: Рышкановка, Ботаника, Боюканы и дрeubt.
Установлены многие памятники: В. И. Ленину (1949 год, скульптор С. Д. Меркуров), Г. И. Котовскому (1953, скульпторы Л. И. Дубиновский и др.); Карлу Марксу (1967, скульптор А. Ф. Майко) и Болгарским ополченцам (1967, архитектор В. Л. Дементьев).
Решающим толчком в развитии города явилось постановление Совмина СССР 1971 года «О мерах по дальнейшему развитию города Кишинёва», когда городу из союзных фондов было выделено около миллиарда рублей.
В середине 1980-х годов был объявлен конкурс на лучший проект детальной планировки центра города. В 1987 году в Союзе архитекторов Молдавии состоялось общественное обсуждение выставленных на конкурс проектов. Но последующий распад Советского Союза помешал претворению в жизнь планов масштабного строительства.
После обретения Республикой Молдова независимости, строительство в Кишинёве практически полностью приостановилось. Однако со временем начали восстанавливаться церкви, строиться элитные дома с дорогостоящими квартирами и фешенебельные особняки. Была расширена Измаиловская улица, построен автовокзал «Северный», реставрирован железнодорожный вокзал, построены многочисленные магазины и офисные здания. Из отрицательных сторон современного строительства можно отметить то, что активно ведётся застройка в бывших скверах и местах, где раньше были зелёные насаждения.
В октябре 2006 года было принято решение об увеличении площади Кишинёва и построении новых секторов (Будешты-2 и Новые Ставчены) с современной инфраструктурой, бизнес-центрами и многочисленными дорожными развязками. Постройка новых секторов позволит решить жилищную и обострившуюся в последнее время транспортную проблему столицы. Также планируется в течение 7 лет реконструировать проспект Кантемира, где предусматривается строительство трёх полос по обоим направлениям. Ширина дороги, включая тротуар, составит 70 метров. Будет полностью реконструирована и улица Букурешть. Её расширят на 3-4 метра. Предполагается, что по проспекту Штефана чел Маре будет разрешено движение только общественного транспорта.

0

90

Триумфальная арка и православный кафедральный собор в центре Кишинёва

0