Российско-австрийким исследователям удалось восстановить имена жертв репрессий 50-х
Скромная надпись на неброской гранитной доске для Хорста Ледерера значит очень много. Отныне сюда, на кладбище Донского монастыря, смогут приехать его дети и внуки, чтобы вспомнить о простой жительнице Штирии Изабелле-Марии, которая совершила нелепую ошибку, пытаясь прокормить своих четверых детей. Она согласилась распространять в Вене антисоветские листовки.
Хорст Ледерер, сын Изабеллы-Марии Ледерер, расстрелянной в 1952 году: "Это были тяжелые времена. Отец не вернулся с войны. У нас не было денег. Я был студентом, нам с мамой предложили бросать антисоветские листовки в центре Вены. Для этого нам пришлось узнать, где стоят войска. Мы все сделали, но нас поймали. Маму вскоре расстреляли. А меня приговорили к 25 годам сталинских лагерей".
Ледерер хорошо помнит то время после второй мировой войны, когда Австрия оказалась разделена на четыре оккупационные зоны. Советский Союз, Америка, Англия и Франция восстанавливали разрушенную немецкими войсками страну, а заодно и усиленно шпионили друг за другом.
В руинах голодного государства разведкам стран-оккупантов несложно было привлечь на свою сторону обнищавших австрийцев. Многие из них в итоге закончили жизнь в этих стенах.
В Бутырской тюрьме начала 50-х годов прошлого столетия были расстреляны 130 австрийцев. Всех их обвинили в шпионаже против Советского Союза. Но многие из этих людей даже не осознавали на что шли. За вознаграждение, которое сегодня кажется смешным, они поплатились жизнью.
Отец Гюнтера Бугера работал на железной дороге. Однажды французы попросили его понаблюдать, что везут в советских поездах.
Гюнтер Бугер, сын расстрелянного в 1952 году Штефана Бугера: "Мой отец в 52-м году был выловлен из поезда между американской и советской зоной. Затем он пропал, мы ничего о нем не знали. Спустя четыре года пришло официальное сообщение, что он умер от менингита. И лишь год назад из австрийской газеты мы узнали, что он был обвинен в шпионаже и расстрелян в Москве".
Барбара Штельцль-Маркс, доктор института по изучению последствий войны (Австрия): "Его зарплата была 700 шиллингов, а одно яйцо на черном рынке стоило 200 шиллингов. Поэтому, когда его попросили дать информацию о советских поездах, которые ехали в СССР, и предложили несколько тысяч шиллингов, он просто сказал "да".
Все эти подробности австрийским историкам удалось узнать после огромной работы с документами, предоставленными российским госархивом и архивами ФСБ. Бумаги свидетельствуют: тела расстрелянных после Бутырки тайно, по ночам свозили в крематорий Донского монастыря на место, где сейчас церковь.
Арсений Рогинский, председатель правления международного общества "Мемориал": "Привозили с заднего крыльца, там же сжигали в печах, а потом в ведрах выносили прах и выкидывали в могилы, так называемых невостребованных прахов".
Сегодня люди, погребенные здесь, реабилитированы. Российско-австрийким исследователям удалось восстановить их имена. "Этим нужно заниматься долго и скрупулезно, - уверяют они, - чтобы понимать, какими чудовищными бывают ошибки истории. И не повторять их никогда".
Источник: Первый канал