Старца Сампсона (Сиверса) можно назвать проповедником Православия, молитвы и покаяния в безбожном мире послереволюционной России.
Эдуард Сиверс родился 27 июня 1898 года в городе Петербурге день преподобного Сампсона Странноприимца.
Мать будущего старца - Анна Васильевна, образованная англичанка, скрывающаяся в России от наемного убийцы, встретила графа Эспера Александровича Сиверса - своего будущего мужа, на балу в Петербурге.
Отец - граф Эспер Александр Сиверс - окончил Академию Генерального штаба, имел чин полковника, был начальником штаба генерала Рузского, командующего Сев. округом под Ригой; личный советник и друг императора Николая II. (Справка из "Гербовника": Сиверсы - графский и дворянский род, происходящий из Дании, в конце XVII века переселившийся в Швецию и затем - в Прибалтику.) Мать, Анна Васильевна, -англичанка, окончила консерваторию в Лондоне, разносторонне образованный и глубоко религиозный человек. Все их дети были крещены в англиканской Высокой церкви. С детства маленький Эдуард получил от матери глубокое религиозное воспитание. В 1909 году, в 11 лет, одна знакомая родителей, еврейка, сказала матери, что ее сын будет из чреды Аарона - священников. Отрочество мальчика проходило необычно. Он кропотливо изучал все вероисповедания, с которыми встречался в Петрограде, очень часто один ходил в Православный храм: очень ему нравилась Православная Литургия, хотя он не знал русского языка. По милости Божией двенадцатилетний подросток, интересовавшийся всеми вероисповеданиями, выбрал православие. Он тайно посещал Православный Храм, дабы не огорчить свою мать.
"Православие есть единственная Истина на земле, единственное благодатное общество, сохранившееся от катакомб, от Господа, от Святых Апостолов". Этой открывшейся 12-летнему Эдуарду Сиверсу вере он будет следовать до конца дней. В 1918 году, когда будущему старцу было 19 лет, совершился его переход в Православие с принятием нового имени — "Сергий". И всего лишь через год он получил иноческое имя Александр. Неоднократно старец говорил: "Если бы меня спросили, что если бы я умер и опять ожил, кем бы я хотел быть? — я опять бы сказал: "Непременно монахом, непременно!" Так земные привилегии — принадлежность к древнему дворянскому роду, изысканность домашнего английского воспитания, полученного от матери-англичанки, близость семьи к императорскому двору, блестящие способности к языкам, рисованию, музыке, медицине и спорту, здоровье и красоту — принес он к ногам Христа
Почти сразу же по принятии Православия Сергей Сиверс поехал на послушание в отдаленный монастырь Саввы Крыпецкого. Был здесь и конюхом, и поваром, и пастухом, и кучером, и проповедником. Отсюда он, подвергнутый истязаниям, был увезен на расстрел. Братия вытащили его из-под груды мертвых тел и отвезли с раздробленными костями правой руки к матери в Петроград. Целый год инок Александр терпел страшные муки. Было сделано восемь операций для того, чтобы спасти его правую руку от ампутации. После выздоровления (относительного — рука висела только на сухожилиях) инок Александр в 1921 году был принят в число братии Александро-Невской Лавры. В Лавре тогда подвизались "столпы Православия" — иеромонахи Гурий и Лев (Егоровы), митр. Вениамин (впоследствии Новомученик), еп.Петергофский Николай (Ярушевич), еп.Гурий (Лебедев), старец иеросхимонах Симеон… Все они были духовными наставниками о. Симеона — постриг в мантию с этим именем был принят 25 марта 1922 года. В Лавре батюшка прожил без малого десять лет. Здесь он терпел явные нападения бесов, но видел чудеса: обновления келейных икон, явления святых подвижников… Об Александро-Невской Лавре батюшка писал: "Какие таланты собрались! Кто там только не был! Сколько там было прозорливых старцев, святителей! Как будто вся сила монашеского духа, что была тогда на Руси, собралась в Лавре. Очень многие в Лавре закончили свою жизнь мученически".
В 1928 году Батюшка был арестован в Александро-Невской Лавре. Удивительно то, что буквально за 3 часа до ареста явился Батюшке во сне преподобный Серафим Саровский:
«Вижу Преподобного Серафима. Он входит в балахончике ко мне – во сне – нагибается надо мной и читает мне медленно «Всемилостивую», и я ощущаю на лбу его слёзы. Утром я вскочил и записал эту молитву:
Всемилостивая Владычице моя
Пресвятая Госпоже Всепречистая Дево
Богородице Марие Мати Божия
Несумненная и единственная моя Надежда
Не гнушайся меня не отступи от меня
Заступись попроси услыши виждь
Госпоже помози прости, прости
Пречистая
Через три часа я был арестован. «Всемилостивая» сопровождала и оберегала меня до последних дней. Это была ненасытная пища для меня.» Благодаря Иисусовой и Всемилостивой (молитвам) Батюшка благополучно прошёл лагеря и ссылки. Очень было трудно. Многие сходили с ума, а он благодаря этим молитвам, сохранился. Особенно когда сидел в одиночке. Молитву Всемилостивая по силе он приравнивал Иисусовой молитве. И всем своим духовным чадам включал в келейное правило
Старец Сампсон рассказывал, как в Соловках его вместе с другими заключёнными бросали в ледяной подвал, в котором жили притравленные на человека крысы. Чтобы люди не сопротивлялись, их прикручивали так, чтобы не могли пошевелиться. Крысы съедали людей заживо.
Из воспоминаний стареца Сампсона:
-Холод был жесточайший и всюду крысы. Я молился:
-Всемилостивая, Владычица моя... Читал и слышал, как плакали люди, когда их съедали крысы. Мне же они погрызли только пятки. Когда утром подняли клетку, и обнаружили, что старец остался невредим, испугались его веры, и освободили от принудительных работ.
Старец так же рассказывал, как однажды зимой, когда уголовники проиграли его в карты, он несколько часов раздетый простоял на морозе. Благодаря Всемилостивой и Иисусовой молитвам остался цел. Освобождён был старец в 1934 году, а в 1936 году он был вновь арестован. Ему предстояло ещё несколько лет провести в тюрьме на Дальнем Востоке. В заключении безвинно осуждённый старец поражал всех своей прозорливостью.
Во время войны, когда японцы вели наступательные бои, тюремное начальство готовилось в случае оккупации района, расстрелять всех заключённых. Все готовились к смерти, многие плакали, каялись, молились. Ночью старцу было открыто, что доживёт он до глубокой старости. Монах увидел себя седым старцем, окружённым духовными детьми.
Утром он объявил всем, что они останутся живы. В 1945 году вышел указ об освобождении церковнослужителей.
В Ставрополе в 1947 старец получил приход в большой казачьей станице Кольгута. Появление в станице старца, заставило местные власти обеспокоиться, так как тысячи людей приезжали к прозорливому монаху.
Он не только был духовным наставником верующих, но и помощником, советником, умело отвечал на житейские вопросы, связанные с ведением хозяйства, с сельскохозяйственными работами. Постепенно опустели танцевальные площадки, клубы - молодёжь шла в церковь. Близился новый арест.
В Бакинской тюрьме старцу пришлось провести целый год в одиночной камере.
В 1948 году тяжелобольной старец вернулся в Борисоглебск, а спустя некоторое время стал настоятелем молитвенного дома в Рузаевке.
О своей первой встрече со старцем Симеоном вспоминает его духовная дочь:
"Я подала записочку о здравии, и отошла к задним дверям церкви. Вдруг батюшка вышел из алтаря, оглядел всех, и остановился на мне. Подозвал к себе, спросил моя ли записка.
-Да, моя, - ответила я.
-Вот это имя не пиши, за него подавай нищим. Он много ругается и пьёт. Вот, когда перестанет ругаться и пить, тогда будешь писать его в записках. И пиши мне полностью: "младенец Николай", "девица Наталия", а не просто перечисляй.
Прозорливость батюшки повергла меня в трепет. С этого момента вся наша семья неотлучно находилась рядом с батюшкой".
Вскоре старцу был дан огромный приход в Макаровке, находящейся рядом с Саранском.
Один из макаровских прихожан рассказывал:
-Возраст его невозможно было определить. Ему можно было дать и тридцать лет, и восемьдесят. Слова говорил огненные. Он как будто был вне тела. Взгляд острый, пронизывающий душу человека, как у Судии, и в то же время любящий.
Последним местом служения старца в Мордовии стало село Спасское.Весть о прозорливом старце молниеносно разнеслась по окрестным деревням. К нему приезжали больные со всей Мордовии. Даже врачи психиатрических больниц направляли своих пациентов в Спасское. Были ложные обвинения, гонения, приходы в Полтаве, Волгограде. Наконец - Псково-Печерская обитель. Ему было запрещено показываться даже на клиросе, запрет лёг на переписку с духовными детьми. В монастыре старцу было назначено послушание, стеречь сад. В эти скорбные дни, охраняя яблоневый сад, старец непрестанно молился и каялся.
Наконец, после того как настоятель монастыря о. Августин написал ходатайство Патриарху Алексию, все запреты на служение были сняты.Однако спустя два года старец был оклеветан, на него было заведено уголовное дело. Началось следствие.
Монастырская власть не стала дожидаться конца следствия и учредила свой суд - с него сорвали монашескую одежду и стали её сжигать. Однако одежда не загоралась. Когда же её, наконец, облили керосином, и подожгли, она вспыхнула и истлела. Гражданское следствие было недолгим, батюшку оправдали, игумен монастыря попросил прощения...
Когда старец приехал в Москву, Святейший Патриарх Алексий, увидев старца в гражданской одежде, заплакал и воскликнул:
-Оденьте сейчас же иеромонаха!
16 сентября 1966 года старец Симеон принял Святую схиму с именем Сампсон. Говорят, что после пострига от старца исходила такая благодать, что многие люди, у которых была не чиста совесть, не могли на него смотреть. За четыре года до кончины, у старца были похищены книги и многие иконы. Иеросхимонах Сампсон сказал тогда:
-Господь постепенно меня готовит к Вечности....
24 августа 1979 года здоровье старца резко ухудшилось. По счастью в тот день среди посетителей был священник, он при врачах скорой помощи начал читать Акафист Божией Матери, а после акафиста причастил умирающего. После этого священник начал читать канон на исход души, на восьмой песне канона старец три раза вздохнул и затих...
Отпевали Иеросхимонах Сампсона в храме Св. Николая в Кузнецах.
Похоронен старец Сампсон на подмосковном Николо-Архангельском кладбище. Так закончилась сложная земная жизнь старца Сампсона. Он не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестким обличителем человеческих недостатков, он был любящим врачевателем скорбящих душ. "Не нужно уставать каяться. И надо каяться не только сознанием, а выпрашиванием прощения и помощи, чтобы не повторить грех.
http://piter.orthodoxy.ru/pspb/n133/ta007.htm
http://www.floralavra.ru/sampson.html