РУССКИЙ ФОРТ ВАНКУВЕР

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Осип Мандельштам

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Осип Эмильевич Мандельштам   

(1891-1938)

http://www.hrono.ru/img/portrety/mandelstam.jpg

Осип Мандельштам родился 15 января (3 января ст. ст.) в Варшаве, в семье мастера перчаточного дела и музыкантши. Отец, Эмиль Вениаминович Мандельштам, был купцом первой гильдии, что давало ему право несмотря на еврейское происхождение жить вне черты оседлости. В 1897 г. семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище (1900—1907), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени. С детства находился под впечатлением архитектурно-исторического облика Петербурга, его стройного «миража», воспринимаемого по контрасту с родовыми чертами быта и религиозного ритуала еврейской диаспоры. В 1908—1910 г. Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете.

Начинал поэтическую карьеру как символист, последователь прежде всего П. Верлена и Ф. Сологуба, а также предтечи символистов — Ф. И. Тютчева. В конце 1912 г. вошел в группу акмеистов. В акмеизме увидел, в первую очередь, апологию органического единения хаоса (природа) и жестко организованного космоса (архитектура)в противовес размытости и иррациональности символизма. Дружбу с акмеистами (А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилевым) считал одной из главных удач своей жизни. Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов «Камень» (три издания: 1913, 1916 и 1922).

Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу «Tristia» («книгу скорбей», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922. Ее авторский вариант появился в 1923 под заглавием «Вторая книга» и с общим посвящением «Н. Х.» — Надежде Яковлевне Хазиной, жене поэта (их знакомство состоялось в Киеве, в мае 1919). В книге отчетливо прослеживается эволюция от акмеистического, рационального, к иррациональному (для Мандельштама всегда — трагическому), к поэтике сложнейших ассоциаций.

Дальнейшая эволюция поэтики отражается в стихотворениях 1920-х с их затемненностью и многочисленными культурными аллюзиями. С мая 1925 по октябрь 1930 наступает стиховая пауза в творчестве. В это время пишется проза, к созданной в 1923 автобиографии «Шум времени» прибавляется варьирующая, в первую очередь, гоголевские мотивы повесть «Египетская марка» (1927). В 1928 печатается последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».

В 1930 вовращается к писанию стихов, в которых демонстративно рвет с советской действительностью, но и с культурной традицией в целом и берет на себя миссию создания новой культуры, от нуля, «из кремня», не опирающейся на достижения предшественников. «Прощанием» с культурой стало программное поэтологическое эссе «Разговор о Данте» (1933). В ноябре 1933, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет злую антисталинскую эпиграмму «Мы живем под собою не чуя страны…», за которую его арестовывают и отправляют в ссылку в Воронеж (1934—1937). Бо́льшая часть стихотворений, созданных в воронежский период, отразила стремление бесповоротно деформированного арестом и болезнями поэта выговориться сполна, сказать свое последнее слово.

В мае 1937 поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь, на Дальний Восток. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 г. от тифа в пересыльном лагере «Вторая речка» (Владивосток). Реабилитирован посмертно.

Материалы с сайта ВИКИПЕДИЯ

* * *
В огромном омуте прозрачно и темно,
И томное окно белеет;
А сердце, отчего так медленно оно
И так упорно тяжелеет?

То всею тяжестью оно идет ко дну,
Соскучившись по милом иле,
То, как соломинка, минуя глубину,
Наверх всплывает без усилий.

С притворной нежностью у изголовья стой
И сам себя всю жизнь баюкай;
Как небылицею, своей томись тоской
И ласков будь с надменной скукой.
1910

Дыханье вещее в стихах моих

Животворящего их духа,

Ты прикасаешься сердец каких -

Какого достигаешь слуха?

Или пустыннее напева ты

Тех раковин, в песке поющих,

Что круг очерченной им красоты

Не разомкнули для живущих?

1909-1910 ?

***

В изголовье черное распятие,

B сердце жир и в мыслях пустота -

И ложится тонкое проклятье -

Пыльный след - на дерево креста.

Ах, зачем на стеклах сон морозный

Так похож на мозаичный сон!

Ах, зачем молчанья голос грозный

Безнадежной негой растворен!

И слова евангельской латыни

Прозвучали, как морской прибой;

И волной нахлынувшей святыни

Поднят был корабль безумный мой.

6

Нет, не парус, распятый и серый,

С неизбежностью меня влечет -

Страшен мне "подводный камень веры",

Роковой ее круговорот!

ноябрь 1910

***

Анне Aхматовой

Как черный ангел на снегу,

Ты показалась мне сегодня,

И утаить я не могу,

Есть на тебе печать господня.

Такая странная печать -

Как бы дарованная свыше -

Что, кажется, в церковной нише

Тебе назначено стоять.

Пускай нездешняя любовь

С любовью здешней будут слиты,

Пускай бушующая кровь

Не перейдет в твои ланиты.

И пышный мрамор оттенит

Всю призрачность твоих лохмотий,

Всю наготу нежнейшей плоти,

Но не краснеющих ланит.

1910

Отредактировано Альбуцид (2006-12-16 01:11:26)

0

2

Памятник Мандельштаму отобразит внутренний мир поэта

Ведущие столичные скульпторы представили проекты памятника Осипу Мандельштаму. Открытие выставки было приурочено ко дню рождения поэта.

Жюри поставило перед авторами непростую задачу: отобразить в скульптуре поэзию Мандельштама. Перед началом работы художники скрупулезно изучали биографию поэта Серебряного века, его отношения с современниками, вчитывались в строки стихотворений.

Жюри предстоит оценить, насколько мастера проникли в противоречивый внутренний мир Мандельштама. Результаты конкурса станут известны 25  января. Проект победителя появится в небольшом сквере на улице Забелина.

0

3

Москва получит «неклассического» интеллигента

В российской столице сегодня выбрали лучший проект памятника Осипу Мандельштаму. В конкурсе победила работа Дмитрия Шаховского и Елены Мунц.

Елена Мунц, скульптор, победитель конкурса: «Я подумала о том, что если в Москве и будет памятник, он не должен быть несчастным Мандельштамом, страдающим Мандельштамом или побежденным Мандельштамом. Это должен быть памятник победителю, который духом своим побеждает смерть».

Судьи выбирали из шести представленных проектов, среди которых был и «Мандельштам, бегущий в вечность», и «Мандельштам, отрывающийся от земли»… и ни одной «классической» скульптуры.

Oрганизаторы заранее предупредили, что не хотят «очередного памятника интеллигенту в пиджаке».

Монумент возведут на частные деньги и через год в маленьком сквере на улице Забелина. Именно туда выходят окна квартиры, где жил брат поэта Александр.

Сейчас единственный в России памятник Мандельштаму стоит во Владивостоке, где поэт умер в ссылке в 1938  году.

Источник: НТВ

0

4

* * *

Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова -
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.

Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама...

Апрель 1935

* * *

Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.
Не город Рим живет среди веков,
А место человека во вселенной.

Им овладеть пытаются цари,
Священники оправдывают войны,
И без него презрения достойны,
Как жалкий сор, дома и алтари.

1917

0