увеличить

РУССКИЙ ФОРТ ВАНКУВЕР
   
Форум русскоязычной общины американского города Ванкувер

увеличить

Русский Форт Ванкувер

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Русский Форт Ванкувер » Надежда » Зависть. Приглашение к дискуссии.


Зависть. Приглашение к дискуссии.

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

В своей жизни я встречалась с различными проявлениями человеческой слабости. Впрочем каждый из нас с этим сталкивается ежедневно.
Не знаю, как Вам, но для меня лично наибольшим потрясением было осознание того, что человек тебе завидует.
Зависть - вообще очень тяжелое бремя для людей носящих ее в себе. Зависть порождает злобу, обиду, непонимание, стремление достигнуть желаемого любыми способами. Порою зависть толкает на преступления.
Мы все пришельцы и странники на этой земле, мы все до единого подвержены греху. Одни стараются всеми фибрами души избавиться от греха, другие даже и не пытаются справиться с этим. Почему так происходит? И что могло бы помочь?
Для меня лично всегда остается надежда, надежда на то, что человек, сможет справиться  с этим недугом. Как? Наверное через обращение к Богу. Самому такое осилить невмоготу. Зависть, она как наждачная бумага царапает сердце того человека на которого направлена.  Она делает больно обеим сторонам и той от которой исходит и той которую выбрала объектом своего внимания.  Но... от  этого есть верное средство)) Жить по заповеди - Возлюби ближнего своего как самого себя, но прежде всего возлюби Господа Бога всем сердцем своим, всеми помыслами своими.
Давайте стараться друзья мои. Все таки худой мир, лучше любой войны. Неправда ли?

0

2

Согласна. Это страшное дело.
Апостол Павел в послании к Галатам включает зависть в число «дел плоти», противопоставляемых им плодам Духа. Кроме того, апостол в послании к Тимофею особо отмечает, что зависть не обязательно направлена на материальные блага. Весьма существенной причиной ее является желание первенства и власти. Наиболее ярким и трагическим примером зависти является зависть фарисеев и книжников к Господу Иисусу Христу, приведшая к Крестной Смерти Спасителя.

«Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч. 14:30).

0

3

А почему собственно это болезнь? Если человек страдает ущербностью духовной, значит ему так комфортно. Зависть она порождается самим человеком. Эгоистом.
Я еще не встречал человека завистливого, чтобы он не был подхалимом и лицемером.
Если тебе перестали завидовать, значит, талант потерян. (Виткевич, Чеслав)
Завистник — враг себе, ведь он терзается
Зависть — постоянная потребность ума, редко поддающаяся лечению культурой и философией. (Джонсон, Сэмюэл)
Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу. (Демокрит)
Завистник — враг себе, ведь он терзается
Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим. (Монтескье, Шарль Луи)

0

4

Зависть, помимо всего прочего,- это ещё и отрицательная энергия, направленная на объект зависти. Человек, обладающий "нехорошим глазом", может эту энергию обратить в целую артиллерию злоключений для того, кому завидует. И это ужасно! Человек страдает за то, что он в чём-то лучше, но ведь он обязательно в чём-то хуже. Идеалов не бывает... А бывает и беспочвенная зависть, вот просто показалось, что у человека в жизни ВСЁ лучше, чем у тебя, и тут БЕДНЯГУ- выделившегося своим счастьем- ожидают, скорее всего, жуткие сплетни и ушат грязи. Фу, пишу об этом, и самой противно, когда вспоминаю, что только не делали люди из зависти. Но если зависть БЕЛАЯ и направлена на улучшение и самосовершенствование, никому не во вред, и результат её- прогресс, то это допустимо. Но таких примеров я мало повидала...

0

5

Намой взгляд Зависть она и есть зависть. Белой не бывает зависти. Это все равно что сказать Белое Зло. Хотя сказать Побелел от злости можно :D
Я иногда думаю, а от чего погибли прежние цивилизации? Не от зависти ли?
Там был развит настолько сильно дух соперничества_ а это есть зависть, только прикрытая другим словом), что люди убивали друг друга. А завоевание чужих земель? Не от зависти ли? Хочу больших пространств! Хочу красивое платье! Хочу рабыню! - хочу все как у других! З-А-В-И_С-Т-Ь

0

6

Школа рекламиста: Сущность и природа зависти

  Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена. Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица ("Словарь по этике", 1983).

Такое понимание зависти как враждебной, "черной", идет от философов. Ф. Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: "Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию". О том же писал и Р. Декарт: "Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других". Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство — безраздельно принадлежало только ему. А. Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — несчастье: "Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают". Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

Если у Б. Спинозы зависть — это ненависть, то Ф. Ларошфуко считал, что зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Надо отметить, что зависть понимается психологами не однозначно. К. К. Платонов считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности.

В словаре "Психология" зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного "Я" и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. "Черная зависть" с нашей точки зрения является негативной эмоцией. Однако как эмоция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее появления. Когда же зависть устойчива по отношению к какому-то объекту, она становится эмоциональной установкой, т. е. чувством.

Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, имеется и более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях: на уровне сознания — осознание более низкого своего положения, на уровне эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения, и на уровне реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти. В соответствии с этим К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом:

социальное сравнение ("...В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти", — писал Ф. Бэкон);
восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;
неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
желание или причинение ему вреда;
желание или реальное лишение его предмета превосходства
Нам представляется, что здесь упущен главный компонент зависти. Ведь зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т. д. Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать. Но бывает и открытое проявление зависти, в связи с чем выдающийся физиолог Г. Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит я хуже его. Как отмечает П. Тительман, осознание человеком более низкого собственного положения является самой фундаментальной предпосылкой зависти. Некоторые люди становятся буквально изможденными от хронического течения зависти. Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство неполноценности, постоянного недовольства.

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться и в самобичевание. Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти, как отмечает П. Куттер, может вызвать физиологические симптомы: человек "бледнеет от зависти", поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или "желтеет от зависти", поскольку кровь насыщается желчью. По нашему же мнению, завистник — несчастный человек, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсутствия так называемого "чувства" собственного достоинства. У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком: чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими. Это желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков. Вспомним сказку А. С. Пушкина "О царе Салтане", когда две сестрички захотели извести свою сестру только за то, что именно ее предпочел царь в качестве жены, или легенду о Сальери, отравившем из зависти Моцарта. Эта легенда дала название одному из видов агрессии — "синдрому Сальери", связанному с "черной завистью". Зависть может подвигнуть на бессмысленные на первый взгляд бесчинства молодежи на улицах, которые бьют стекла у припаркованных автомобилей, громят витрины магазинов и т. д.

Факторы, облегчающие возникновение зависти
Их можно разделить на внешние и внутренние. Внутренними факторами, предрасполагающими к зависти, являются такие особенности личности, как эгоизм и себялюбие, тщеславие и чрезмерное честолюбие.

К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Еще Аристотель отмечал, что "...люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе...". Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Слишком большое различие редко вызывает зависть, полагает Г. Шоек. Однако вряд ли это мнение справедливо.

П. Куттер, например, считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти. "Зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедливости, — пишет он. — Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной богатой семьи, посещающих частную школу? Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?

Полагать, что зависть, продиктованную социальной несправедливостью, можно интерпретировать исключительно с психологической точки зрения, значит умышленно ограничивать себя рамками одного метода исследования. Стремясь дать зависти исчерпывающее психоаналитическое толкование, исследователи допускают ошибку. В данном случае более ощутимую пользу способны принести политические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы".

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требование равенства) и демократия, стремление к свержению "несправедливого строя", ко всеобщей уравниловке и т. д. Зависть одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам.

Виды зависти
И. Кант делил зависть на черную зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность. Выделяют и другие виды зависти. Говорят, например, о "незлобной" зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства. Как в "злобной", так и в "незлобной" зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство. Но, как отмечает Дж. Нью в первом случае человек говорит: "Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете", — а во втором: "Я хочу иметь то, что Вы имеете". Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия. Еще одна причина "черной" зависти — "каузальное заблуждение", т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но связанную с возникшим чувством несправедливости.

Выделяют и восхищенную, "белую" зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае "белая зависть" может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти). Дж. Нью пишет в связи с этим: "В случае злобной зависти человек хочет унизить другого (до собственного уровня или ниже); в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)". Впрочем, и при "черной" зависти одна из задач психолога состоит в том, чтобы превратить ее в здоровую конкуренцию. "Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, — пишет П. Куттер, — мы могли бы, следуя мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть". Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — вот, по мнению Куттера, способы борьбы с завистью. Тогда человек может сказать себе: если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него. Он будет спокойно относиться к своеобразию другого, не испытывая желания стать таким же. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

В онтогенезе зависть появляется довольно поздно как результат морального эгоцентризма ребенка, соревновательного характера игр, неудовлетворения потребности в признании. Часто зависть возникает к братьям и сестрам. Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием, трепетом. Устранению зависти в детском возрасте способствуют повышение социального статуса ребенка, его идентификация со значимыми для него другими детьми, наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения.

Источник: Евгений Павлович Ильин
доктор психологических наук, профессор,
РГПУ им А.И.Герцена
Elitarium.ru

0

7

Выделяют и восхищенную, "белую" зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае "белая зависть" может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти

Как это, завидуя, можно не испытывать отрицательных чувств? Абсурд. Допустим мне нравится чей-то велосипед. Я его хочу себе. Значит я уже не радуюсь за того человека, потому что мою радость за другого затмевает хотение. И не случайно же Христос дал заповеди  - не пожелай чужого. Разрушительно  :sorry: это однако

0

8

Я понимаю, что тут описывается такое чувство( на примере велосипеда): Ох, какой у Петьки велосипед, шик. Мне родители пока не могут купить! Но велосипед потрясяающий, мы бы с Петькой вместе на таких разъезжали. Пойду летом поработаю, как Васька, газеты пораздаю, а то он вон какой молодец, за свои деньги Ольке каждый день мороженое и сок покупает! Поработаю и заработаю на такой же велосипед!

Если при этом мальчику не хочется проколоть шины петькиного велосипеда, не гулять с Олькой и чтобы на Ваську не напали хулиганы и отобрали все его деньги, то он подобным желанием не хочет навредить, а хочет только приобрести подобное.

0

9

Такой пример не говорит о зависти, но о дружбе., потому как во главу угла ставится прежде всего отношения. Это восхищение, пример для подражания.  Обратимся к Далю - ЗАВИСТЬ ж. свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе. Зависть прежде нас родилась. Лихоманка да зависть - Иродовы сестры.

0

10

SweetTash написал(а):

Говорят, например, о "незлобной" зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства

Просто в психологии есть такой подход к классификации; в любом случае, чувство это ужасно! Всё, что мы делаем, оставляет след в мире, а под воздействием зависти можно такое набедокурить! Человек не понимает, что, желая недоброго другому, он обедняет, просто опустошает свою душу, и без того подверженную таким искушениям в совремменой жизни!

Отредактировано SweetTash (2006-11-30 09:05:09)

0

11

gl Ой, давайте не будем завидовать. Это все же разрушительное чувство. Чего нам делить-то. У каждого своя жизнь. Я так понимаю

0

12

Разделить можно горе с близким, от этого станет легче, приумножать надо СЧАСТЬЕ! тоже с дорогим человеком!

0

13

SweetTash Я тоже так считаю. Кстати, в писании сказано  "Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья." Это Еклезиаст сказал. А он, ох! как мудр был.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


Загрузка файлов
Загрузить картинку на ImageShack.us Загрузка будет производиться в новом окне

   


Вы здесь » Русский Форт Ванкувер » Надежда » Зависть. Приглашение к дискуссии.