Советы тем, кто собрался купить картину от Аллы Кожевниковой (материал с сайта http://www.shagina.ru/kozhevnikova.html)
Хотите купить картину?
На фоне недавней паники, охватившей финансовый рынок, стремительно дорожают все товары, которые могут быть названы инвестиционными.
Помимо традиционных золота и антиквариата, к этой категории можно отнести и некоторые произведения современного искусства.
Правильно выбранная картина может за несколько лет существенно увеличить состояние своего владельца.
И выбрать ее не так сложно, как это кажется на первый взгляд...
Почему в Москве такой разброс цен на картины? Как можно выгодно вложить деньги в произведения современных художников? Как купить картину, которая с течением времени будет подниматься в цене? Как не переплатить? От чего зависит стоимость картин? Эти и другие вопросы неизбежно встанут перед каждым, кто захочет дополнить свой интерьер стильной современной живописью.
Итак, цены. Их разброс потрясает воображение. Например, в Москве, за две почти одинаковые картины (холст, масло) в разных местах у вас попросят от $ 200 до $ 5000. Как в такой ситуации сделать правильный выбор?
Часто покупатель картины просто не представляет себе, из чего складывается ее цена. В простейшем случае — например, когда вы сами познакомились с художником и покупаете картину у него лично — затраты практически равны стоимости картины. Но этот случай нетипичен. Из чего же складывается стоимость картины, купленной, например, в арт-галерее, в художественном салоне?
Аренда помещения. Большинство галерей и салонов расположено в центре Москвы, где дешевых помещений, как известно, нет.
Зарплата сотрудникам галереи.
Проведение выставок. Хорошим тоном для галереи считается участвовать в крупных ежегодных выставках (очень недешевое удовольствие), периодически арендовать площадь в ЦДХ под групповые и персональные выставки своих художников — в общем, постоянно напоминать о себе. Даже если выставка открывается в помещении самой галереи, то неизбежны, как минимум, затраты на фуршет.
Реклама. На какие только ухищрения не пускаются хитроумные галеристы, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей! Это и заказ публикаций в прессе, и финансирование разных «некоммерческих» художественных проектов, и многое другое. Доходит до смешного: недавно мне пришла e-mail рассылка с рекламой одной из московских галерей! Впрочем, рассылка — это как раз относительно недорогое удовольствие...
Затраты на полиграфию: афиши, каталоги, приглашения на открытие выставок и т.д. Фрагмент картины может украсить даже визитку, которую вам вручат.
Таких «производственных» статей можно начитать еще не один десяток, но не будем утомлять читателя деталями. Вы уже догадались, откуда берутся деньги на покрытие всех этих расходов? Правильно, из вашего кармана. Покупая картину в галерее, вы переплачиваете как минимум вдвое. Купив ее на крупной престижной выставке, вы скорее всего переплатите втрое, так как цена квадратного метра выставочной площади на сколько-нибудь серьезном мероприятии сравнима с годовым бюджетом маленькой африканской страны.
Конечно, если вы не просто ищете красивое цветное пятно на стену, но еще и хотели бы выгодно вложить деньги, то в том, чтобы покупать с выставки или через галерею, есть свой смысл. Там вам предложат работы, уже прошедшие достаточно жесткий предварительный отбор, и даже если вы ничего, ну просто совсем ничего не понимаете в живописи, откровенную халтуру вам скорее всего не продадут.
Если же вы покупаете картину непосредственно у художника, то полагаться можете в основном на собственный вкус и чутье. А также на некоторые косвенные признаки профессионализма и успеха. О каких признаках идет речь?
Покупая картину у художника, нелишне поинтересоваться:
Какое у него образование? Котируются Суриковский институт и Строгановка. Уровень подготовки в других художественных вузах часто оставляет желать лучшего. Конечно, многое зависит от самого художника, встречаются и талантливые самоучки, но редко, редко они встречаются...
Есть ли работы этого художника в крупных музеях. Говорит само за себя.
Является ли он победителем каких-либо художественных конкурсов.
В каких местах художник выставлялся в последнее время. Список выставок многое вам расскажет. Это, например, может быть персональная выставка в Третьяковке (прибавьте к сумме, которую вы рассчитывали выложить за картину, пару лишних нулей), известные ежегодные выставки у нас (Арт-Манеж, Арт-Москва, Золотая кисть) и за рубежом ( Венецианская биеннале, Арт-Экспо, арт-ярмарки в Кельне и Базеле, Франкфуртский фестиваль), или же никому не известная галерея в спальном районе Москвы (отнимите от суммы, которую вы хотели заплатить, пару нулей). Выглядит сомнительным (если только художник не живет за границей постоянно), когда все выставки в списке — исключительно зарубежные. Участие художника, скажем, в Арт-Манеже можно элементарно проверить, чего не скажешь об участии в малоизвестных зарубежных выставках. В этом случае попросите его показать каталоги выставок, афиши, буклеты и другую полиграфическую продукцию. Скорее всего вы услышите, что все потерялось при переезде в новую мастерскую (сгорело при пожаре, отобрано на границе злыми таможенниками, передано в дар Третьяковской галерее... Ненужное вычеркнуть, недостающее вписать.)
Хорошим признаком является наличие грамотного веб-сайта. Конечно, не все талантливые художники заводят свои сайты. Но все раскрученные художники поступают именно так. И если мы хотим приобрести картину, которая в ближайшее время поднимется в цене, то выбирать лучше среди художников, которые уже достигли определенных позиций.
Сотрудничество художника с крупными постерными компаниями. Это очень и очень хороший признак. У постерных компаний фантастическое чутье на успех. Если владелец галереи или арт-дилер должен найти только одного покупателя на каждую картину, то постерная компания, продавшая всего лишь по одному постеру с каждой работы, моментально разорится. Чтобы остаться на плаву, она должна найти и предложить своим клиентам такие работы, которые нравятся АБСОЛЮТНО ВСЕМ. Ну, или почти всем. Разумеется, дела у художника, имеющего такую большую аудиторию, пойдут в гору. А учитывая, что само по себе распространение постеров с работ художника является эффективным рекламным инструментом, скорее всего, они пойдут в гору очень быстро.
На этом теоретическая часть почти закончена. Прежде чем переходить к практике, возьмите на вооружение два простых принципа:
знать, где искать;
найдя, не торопиться покупать.
Где искать.
На крупных выставках. Манеж сгорел, так что из ежегодных выставок у нас с вами остались Арт-Москва и Золотая кисть. Впрочем, скорее всего, и очередной Арт-Манеж все равно состоится, но на другой площадке.
ЦДХ в последнее время сильно измельчал, но иногда там все еще попадаются интересные работы. Так что стоит и туда заглянуть.
В ведущих галереях.
В самых дорогих мебельных салонах и дизайн-бюро: они тесно сотрудничают с художниками и часто наряду с мебелью предлагают очень стильную современную живопись.
Куда не ходить.
На набережную рядом с ЦДХ. Без комментариев.
Как покупать.
Итак, вы выбрали художника. Может быть, вы уже выбрали интересующую вас картину или несколько картин. Галерейщик в разговоре с вами обязательно упомянет о том, что на картины этого художника большой спрос, и вам лучше сделать покупку прямо сейчас, потому, что вот уже через полчаса сюда вернется одно заинтересованное лицо, которое собирается купить сразу десяток картин... Нет, даже два десятка. А что еще, интересно, вы ожидали услышать? Отложите покупку. Вернитесь домой и не поленитесь набрать в поисковике фамилию художника: вполне возможно, у него есть персональный сайт. Если поиск в русскоязычном интернете не дал результатов, наберите ее же латинскими буквами. Если галерея предлагает вам купить картину за $ 2000, художник, скорее всего, отдаст ее за $ 1000.
О чем не забыть.
Внимательно осмотреть поверхность картины перед покупкой! На красочном слое не должно быть осыпей и сколов краски, глубоких трещин. На холсте не должно быть вмятин.
Чего не делать.
Не подъезжать к мастерской художника на новеньком красном «Ягуаре». Не надевать маленькое черное платье от Шанель и фамильные драгоценности. «Ягуар» припаркуйте в соседнем дворе, маленькое черное платье оставьте для другого случая. В большинстве случаев художник назначает за картину ту цену, которую, как он думает, потенциальный покупатель готов ему заплатить.
Если ничего не получилось...
Вы не нашли того, что вам хотелось найти. Или нашли, но не сошлись в цене. Или, уже вынув кошелек из кармана, заметили, что от картины отваливаются куски краски. Если бегать по вернисажам вам уже надоело, найдите в том же Яндексе или в любом другом каталоге категорию «искусство» и посмотрите персональные сайты художников. Можно увидеть много интересного. Этот способ поиска имеет один недостаток: бывает, что хорошие работы выглядят неинтересно на экране монитора. Но, с другой стороны, если работа вас «зацепила» даже в цифровом варианте, то оригинал наверняка понравится вам значительно сильнее. Проверено на собственном опыте.
С этим мнением можно согласиться, можно поспорить, но определённая доля смысла здесь точно присутствует!